«Эта идея обкатывается сейчас, обсуждается в Евразийской экономической комиссии, руководством трех стран, входящих в Таможенный союз, – пояснил глава дипломатического представительства России в Минске. – Да, там есть вопросы. Мы обязаны будем снизить таможенные пошлины на автомобили, в связи с вступлением России в ВТО и в связи с тем, что на пути вступления в ВТО стоит Казахстан и Беларусь. И, в то же время, удержать производство автомобилей в Российской Федерации».
Какой-либо определенности, в особенности касающихся цифр, Александр Суриков назвать не смог. «Переговоры концептуальные еще не закончены, к единому согласию стороны не пришли, – сказал он. – Но, я так соображаю, приходить придется». При этом посол отметил, что с Казахстаном Россия уже обо всем договорилась.
Также он признал, что введение утилизационного сбора приведет «с одной стороны, к удорожанию автомобилей и удару по карману покупателю для всех трех стран». Однако, по его мнению, есть в этом и позитивные моменты. «Но, с другой стороны, – это рабочие места, которые сохраняются в автопроме не только в России, – считает Александр Суриков. – Мы считаем, что и Беларусь должна заниматься производством легковых автомобилей».
Должна, но вряд ли китайских! Ведь организация в Беларуси сборочного производства китайских автомобилей скорее всего станет предметом серьезного обсуждения между Россией и Беларусью. «Безусловно, мы не можем запретить Беларуси собирать чьи-либо автомобили, – заявил посол России. – Но обращаем внимание, что возникнут вопросы, которые будут задаваться. Если таковое решение состоится, а мы его запретить не можем, это станет предметом серьезных обсуждений между белорусской и российской сторонами. Мы не хотим разрушить наше российское автомобилестроение. Вот и весь вопрос».
В переводе на разговорный язык это означает, что Беларусь будет теперь делать только то, что выгодно России. Вот только выгодно ли это будет самой Беларуси?
Интересно, что Сурикову напомнили и о сборке китайских автомобилей в Карачаево-Черкесии, на что тот ответил: «Уже там заканчивают свои дела, финишируют».
Возвращаясь же к главной теме, следует обратить внимание и на слова российского посла о том, что «стратегическое решение по утилизационному сбору вырисовывается, но договоренностей еще нет. Но есть время, как я понимаю до конца года. Стороны придут к согласию, найдут паритетное решение».
Практика же показывает, что в подобных совместных с Россией делах бывают только те «согласия» и «паритетные решения», которые выгодны в первую очередь именно России.