Хочу сразу же выразить благодарность российскому представительству компании Renault (марка Dacia, на автомобиле которой великий Профессор выступает в Trophee Andros, является, как известно, частью французского концерна), которое предоставило возможность белорусским журналистам (в том числе и вашему покорному слуге) задать свои вопросы живой легенде Формулы-1, и пресс-службу Renault в Беларуси – компанию «АРС Коммюникейшнз» и лично Любовь Смирнову, благодаря которой мы уже не впервые имеем возможность готовить интересные материалы.
Те, кого ежегодно собирает Гонка Звезд «За рулем», звездами мирового автоспорта можно назвать без преувеличения – в прошлые года ее участниками становились Виталий Петров, Ромэн Грожан, Нельсон Пике, Дэвид Култхард, Себастьен Леб. А в этот раз своим визитом мероприятие почтили Жиром Д’Амброзио и Ален Прост.
Жиром провел в Формуле-1 два сезона – 2010 и 2011 года, выступая за одну и ту же команду, менялись лишь ее официальные названия – Virgin Racing в 2010 и Marussia Virgin Racing в 2011 году. В сезоне 2012 года молодой бельгиец является резервным пилотом команды Lotus.
Ален Прост, четырехкратный чемпион Формулы-1, получивший за свой особенный стиль пилотирования прозвище Профессор, в представлении вряд ли нуждается. При этом он, отпраздновавший на следующий день после Гонки Звезд «За рулем» – 24 февраля – свое 57-летие, продолжает гоняться и даже завоевал во французском чемпионате по ледовым гонкам Trophee Andros 2011-2012 гг. чемпионский титул! Именно с поздравлений по обоим поводам я и начал свое интервью и именно с гонками на льду (а именно на этом покрытии проходит и Гонка Звезд «За рулем») связал свой первый вопрос.
– Можно ли сравнить удовольствие, которые вы получали от Формулы 1 с удовольствие от занятия гонками на льду?
– Всегда есть вещи, которые можно сравнить по степени удовольствия, которое вы от них получаете. Удовольствие от соперничества с лучшими гонщиками, от долгожданной победы… Когда вы молоды и амбициозны и выигрываете ваш первый заезд в Формуле-1 или любое другое соревнование, вашему счастью и удовольствию нет предела! Когда вы одерживаете победу – не важно, в какой дисциплине – вам совершенно не хочется сравнивать уровни получаемого удовольствия. Вы успешны и просто наслаждаетесь этим.
– Насколько ценным вы считаете полученный вами титул в Trophee Andros?
– Для меня он очень ценен. Конечно, с первого взгляда эта гонка может показаться довольно странной, потому что всё происходит на льду. Некоторые даже могут сказать, что это не серьезно, не технично, не профессионально, но, на самом деле, это очень сложная дисциплина. За такими вещами, как погодные условия или какие-либо препятствия на трассе практически невозможно уследить, и потому стать победителем очень сложно. Да и уровень конкуренции с каждым годом становится всё выше и выше.
– Какой титул в Формуле 1 было наиболее сложно выиграть? И выигрыш какого сделал вас наиболее счастливым?
– Безусловно, чемпионат 1986-го года. Да, я впервые завоевал титул в 1985-ом, но все же поистине фантастическим получился сезон 86-го. Имея не самый быстрый болид, мы на равных сражались с командой Williams, представленной такими именитыми мастерами как Нельсон Анжело Пике и Найджел Мэнселл. Было непросто, но сплоченность команды и наше взаимодействие с Кеке Росбергом (вторым пилотом McLaren) позволило мне вновь стать лучшим! Это был фантастический сезон!
– Каково ваше мнение о современной Формуле 1? Считаете ли вы путь развития, который выбрали организаторы, верным?
– Трудно сравнивать время, когда я выступал, с тем, как проходят соревнования Формулы-1 сегодня. Всегда легко сказать: «в мое время всё было лучше, всё было по-другому». Но дело в том, что всё действительно изменилось. Мир изменился. Критиковать и осуждать всегда легко, но надо взглянуть на картину в целом, и в первую очередь принять во внимание экономический фактор. Изменения стоят денег, что является преимуществом для одних команд и может серьезно помешать другим. Не стоит забывать и об экономическом кризисе, который ударил по мировой финансовой системе и сказался на автоиндустрии. Более того, в некоторых странах считают, что Формула-1 и автомобильная индустрия в целом негативно сказывается на окружающей среде. Именно из-за этих факторов, все болиды на сегодняшний день столь надежны и похожи друг на друга. Порой зритель без проблем предугадывает, как будет проходить гонка несколько кругов спустя. При этом сделать автомобили слишком разными уже невозможно, поскольку действуют строгие правила регламента. Но с другой стороны, сегодня наметилась важная тенденция, которая мне импонирует – болиды всё чаще оснащаются двигателями, которые используются производителями в серийном производстве, что способствует укреплению связей мирового автопрома с Формулой-1.
– Хотели бы вернуться в Формулу 1?
– Как гонщик, нет, ни за что (смеется)! Но спасибо за предложение!
– Вам понравилось участвовать в «Za Rulem Stars Cup»?
– Конечно! Я первый раз в Москве и России, поэтому мне всё здесь интересно. Во Франции у нас уже есть большой опыт организации Andros Trophy, и мне всегда было любопытно узнать, как обстоят дела в России. Всегда полезно изучать подход других стран к автоспорту и сравнивать его с нашим. Особенно, если брать во внимание тот факт, что через 2 года в России состоится Гран-при Формулы-1. Мне всегда интересно узнать отношение людей к различным брендам, и в особенности к Renault.
Справка РУЛЬ.by.
Ален Мари Паскаль Прост (Alain Marie Pascal Prost), родился 24 февраля 1955 года в городе Сен-Шамон, Франция.
Гоночную карьеру начал в 1973 году с картинга. В 1975 г. окончил гоночную школу Winfield, и, выиграв гонку выпускников, был признан «Пилотом Elf». В качестве приза получил автомобиль для участия во французской Formula Renault, в которой уже в следующем году стал чемпионом, выиграв 12 гонок из 13.
В 1977 году стал сильнейшим в Formula Super Renault, где одержал 8 побед. В 1978 и 1979 годах участвовал в Формуле-3, где в 1979 году стал чемпионом Франции и Европы.
В Формуле-1 участвовал с 1980 по 1991 годы, а также в сезоне-1993. Выступал за команды McLaren, Renault, Ferrari и Williams. Становился чемпионом четырежды: в 1985, 1986, 1989 и 1993 годах.
В общей сложности провел в Формуле-1 в качестве гонщика 14 лет, проведя 13 сезонов. Участвовал в 202 Гран-при, в 198 из которых стартовал. Одержал 51 победу, завоевал 106 подиумов, 33 раза стартовал с поул-позиции. Заработал за карьеру 798,5 очков.
Последние годы участвует в ледовых гонках Trophee Andros, где трижды становился чемпионом.