Мировые аналитические агентства подвели итоги сентябрьских продаж на ключевых автомобильных рынках и пришли к выводу, что некоторые показатели улучшения ситуации не могут служить свидетельством стабилизации автобизнеса. Мы пройдемся по крупнейшим рынкам, а большее внимание уделим, разумеется, Европе
По итогам сентября рынок европейский автомобилей несколько поднялся, что продолжило вот уже четырехмесячную положительную тенденцию роста. Аналитики и эксперты объясняют такие показатели действием стимулирующих программ, проводимых преимущественно в странах Западной Европы. По ним владельцы старых авто получают денежную компенсацию, если меняют их на новые. Наибольший скачок показатели продаж сделали в тех странах, где «утилизационные бонусы» вот-вот подойдут к концу, и покупатели спешат воспользоваться выгодной возможностью обновить авто.
Лидер европейского рынка - Volkswagen Golf
Согласно последним докладам статистических агентств, за хрупким подъемом европейского авторынка стоит группа ключевых моделей. Благодаря популярности на национальных рынках пять моделей из десятки лидеров могут похвастаться приростом продаж по итогам девяти месяцев 2009 года: Volkswagen Golf, Ford Fiesta, Fiat Punto, Fiat Panda and Renault Mеgane. Этим обеспечивается некоторый рост рынка – на 7,5% в сентябре и сокращение процента падения продаж по итогам периода январь-сентябрь текущего года до 5,7%.
Лидирующему на европейском рынке «Гольфу» удалось разойтись в сентябре тиражом в 59 552 экземпляра, что представляет собой 56% роста по сравнению с таким же показателем прошлого года. За счет своего бестселлера «Фольксваген» может не так болезненно реагировать на падение продаж двух других популярных моделей Polo и Passat.
Задаваемый «Гольфом» темп держит и «Форд»: 51 291 проданная в сентябре «Фиеста» - это на 63,9% больше, чем год назад. Более чем на 12 000 регистраций новых авто уступает «Фиесте» идущий третьим Opel Corsa.
Гонку за лидером продолжает Ford Fiesta
Очередной бодренький период продаж выдался и для Fiat – его Punto и Panda вошли в десятку лидеров рынка. Punto в свою очередь поставил личный рекорд, подняв показатели прошлого года на целых 66,2%.
Но кто по-настоящему ставит рекорды, так это новый Renault Mеgane – в сентябре 2009 года этот француз продавался на 90,4% (!) лучше, чем за тот же период прошлого года.
Однако Давид Ди Гироламо, глава консалтингового отдела исследовательского центра JATO Dynamics, не уверен, что положительная динамика определенных сегментов рынка устойчива. «Рынок пока поднимается за счет небольших автомобилей и новых моделей – другими словами, за счет автомобилей, на которые распространяется большинство национальных программ финансовой поддержки. Это несколько искажает естественные тенденции определенных рынков и моделей. Сейчас программы государственной поддержки подходят к концу, и мы внимательнее присмотримся к рынку, чтобы проверить, насколько устойчиво его оживление», - говорит эксперт.
Модель | Сентябрь 2009 | Сентябрь 2008 | % | Январь-сентябрь 2009 | Январь-сентябрь 2008 | % |
VOLKSWAGEN GOLF | 59,552 | 38,174 | +56.0% | 435,423 | 358,842 | +21.3% |
FORD FIESTA | 51,291 | 31,293 | +63.9% | 357,203 | 254,692 | +40.2% |
OPEL CORSA | 38,947 | 33,260 | +17.1% | 270,634 | 290,287 | -6.8% |
FORD FOCUS | 32,329 | 32,768 | -1.3% | 239,485 | 295,107 | -18.8% |
PEUGEOT 207 | 32,223 | 33,635 | -4.2% | 277,720 | 332,262 | -16.4% |
OPEL ASTRA | 32,154 | 30,917 | +4.0% | 210,463 | 265,854 | -20.8% |
RENAULT CLIO | 31,513 | 28,091 | +12.2% | 219,250 | 271,903 | -19.4% |
FIAT PUNTO | 29,726 | 17,884 | +66.2% | 249,107 | 226,319 | +10.1% |
FIAT PANDA | 24,783 | 21,664 | +14.4% | 226,140 | 173,114 | +30.6% |
RENAULT MEGANE | 22,050 | 11,582 | +90.4% | 163,373 | 126,632 | +29.0% |
Бренды
Volkswagen остается самым продаваемым в Европе брендом. Прирост продаж на 3,7% за период с января по сентябрь почти полностью обеспечивается успехам модели Golf, особенно на внутреннем немецком рынке. В десятке лишь еще два бренда показывают положительную динамику: на 2,5% по отношению к прошлому году выросли показатели Fiat, и на 1,3% лучше, чем в прошлом году идут дела у Ford. Остальные же бренды пока продолжают переживать спад и не могут выйти даже на прошлогодние цифры.
Бренд | Сентябрь 2009 | Сентябрь 2008 | % | Январь-сентябрь 2009 | Январь-сентябрь 2008 | % |
VOLKSWAGEN | 155,770 | 133,946 | +16.3% | 1,241,755 | 1,197,843 | +3.7% |
FORD | 135,142 | 114,520 | +18.0% | 981,446 | 968,398 | +1.3% |
OPEL | 109,531 | 103,205 | +6.1% | 821,872 | 918,659 | -10.5% |
RENAULT | 102,876 | 85,064 | +20.9% | 775,757 | 867,584 | -10.6% |
FIAT | 87,869 | 77,402 | +13.5% | 772,366 | 753,310 | +2.5% |
PEUGEOT | 86,953 | 83,986 | +3.5% | 737,881 | 799,480 | -7.7% |
CITROEN | 76,022 | 68,121 | +11.6% | 644,710 | 674,929 | -4.5% |
TOYOTA | 71,416 | 70,074 | +1.9% | 539,069 | 605,535 | -11.0% |
MERCEDES | 57,946 | 65,273 | -11.2% | 441,099 | 541,952 | -18.6% |
BMW | 57,541 | 59,216 | -2.8% | 429,639 | 529,718 | -18.9% |
Тенденции на национальных рынках
Европа
Тяжелое положение на большинстве европейских автомобильных рынков сохранилось и в сентябре. Почти на всех рынках отмечается падение продаж. В Восточной Европе наблюдается значительное сокращение объемов реализации новых авто. Это является следствием ужесточения кредитной политики банков и других финансовых институтов, недавним ростом НДС в ряде стран и отсутствием программ «старье в обмен на деньги», подобных тем, что реализуются в Западной Европе и США. И, напротив, страны, где реализовывались подобные программы, показывают положительную динамику.
По данным АСЕА в сентябре крупнейшим рынком Европы стала Великобритания, а прежний лидер – Германия – опустился на второе место. Далее идут Италия и Франция. Россия, которая по итогам августа занимала вторую строчку, теперь снова откатилась на пятое место. Кроме этого Россия остается единственным из пяти крупнейших рынков Европы, где наблюдается отрицательная динамика.
Впервые за 16 месяцев праздновали рост продаж на Пиренеях – испанский рынок прибавил 18,6%. Также в «плюсе» месяц закончили Австрия (17,9%), Норвегия (12,7%) и Польша (+2,9%).
За океаном
США
Радостный август, когда автомобильный рынок США впервые за 20 месяцев продемонстрировал рост на скромные 1,1% сменился новым падением в сентябре. Американский рынок обвалился на целых 23%, сообщает исследовательская кампания Autodata. Эксперты связывают это с окончанием программы обмена старых автомобилей на новые. Все лидеры рынка закончили месяц с отрицательными показателями: General Motors уронили 45%, Chrysler – 42%, Honda снизила реализацию на 20%, Toyota потеряла 13% продаж. На фоне остальных относительно неплохо закончил месяц Ford – они продали всего на 5% меньше, чем в сентябре прошлого года.
Китай
Развивающийся динамичнее других авторынок Китая продолжает удивлять даже в кризис. В сентябре продажи автомобилей в Поднебесной выросли на 83,6%, а с начала года на 41,9% по отношению к соответствующим показателям прошлого года. Крупнейшему иностранному производителю – General Motors – удалось за прошлый месяц продать почти вдвое больше автомобилей, а всего с начала года американцы уже реализовали больше машин, чем за весь 2008-й. Неплохо в Китае продается и Volkswagen.
А вот экспорт автомобилей из Китая в сентябре снизился на 36,7%.
Мексика
Треть продаж потерял по итогам девяти месяцев мексиканский рынок – показатели снизились на 30,1%. В сентябре же было продано на 23,6% меньше, чем за тот же месяц в прошлом году. Также пострадали экспорт и производство автомобилей на мексиканских заводах. Падение соответственно составило 35,5% и 37,7%.
Соседи
Россия
За девять месяцев текущего года реализация автомобилей в России снизилась на 51%. Сентябрьское падение описывается 52,6 процентами, хотя остановилось помесячное снижение продаж. В сентябре, по сравнению с августом, было продано на 5,4% больше авто. Однако о стабилизации российского рынка пока говорить не приходится, и сентябрьский прирост по отношению к августу вызван скорее сезонными факторами. Аналитики агентства «Автостат» отмечают, что российский рынок по итогам сентября стал пятым по объему в Европе, но в то же время показал девятый результат по падению продаж.
Украина
В сентябре рынок легковых автомобилей в Украине вырос на 5% по сравнению с предыдущим месяцем. При этом ассоциация «УкрАвтопром» отмечает, что вместе с ростом произошла и структурная ротация брендов. Первое место тут продолжает удерживать российская «Лада», а вот Hyundai, поменявшись местами с Chevrolet, скакнула с четвертого места на второе. Третьим, как и прежде, идет Kia. Рекордную динамику показал японский бренд Honda – +70% к предыдущему месяцу и пятое место на рынке Украины.
Таким образом о стабильном восстановлении мирового авторынка говорить пока рано. Ведь если в Западной Европе рост обеспечивается программами замены старых авто на новые, то в Восточной такие мероприятия не реализуются, а в Америке их прекращение приводит к новым спадам на рынке. И только стремительный экономический рост Китая обеспечивает положительные показатели в том числе и динамике реализации автомобилей. В целом большинство мировых рынков этот год должны завершить с показателями несколько хуже результатов 2008 года.