Восьмой этап Формулы-1 проходил на городской трассе в испанской Валенсии, которая принимала Гран-при Европы. И хотя в этот раз победу на ней отпраздновал пилот, уже делавший это в текущем сезоне – Испанец Фернандо Алонсо – тем не менее, эта гонка стала традиционной для чемпионата этого года, то есть непредсказуемой.
В том, что победа на этапе в Валенсии достанется тому, кто уже поднимался не вершину подиума в 2012 году, мало кто сомневался. Особенно после квалификации, которую блестяще выиграл двукратный и действующий чемпион, немецкий пилот команды Red Bull Себастьян Феттель. Однако и победитель предыдущей, канадской, гонки Льюис Хэмилтон из McLaren был полон решимости повторить свой успех, на что ему давала серьезную надежду вторая стартовая позиция.
То же самое можно было сказать и о триумфаторе весеннего Гран-при Испании, венесуэльце Пасторе Мальдонадо из Williams, расположившимся на третьем месте. Позади него на стартовой решетке оказались оба пилота Lotus, соответственно, француз Ромен Грожан и финн Кими Райкконен, которые также показывали отличную скорость по ходу всего уик-энда.
Что же до Алонсо, то максимум, на что ему перед стартом гонки приходилось рассчитывать – это не несколько очков: по итогам квалификации он стал лишь одиннадцатым. Впрочем, у семикратного чемпиона Михаэля Шумахера ситуация была еще чуть хуже – он оказался за спиной испанца, на двенадцатом месте. А учитывая конфигурацию валенсийской трассы, не особо располагающую к обгонам, исход гонки многим казался и вовсе предрешенным.
Этот прогноз подтвердили и старт, и первые несколько кругов – Феттель без труда удержал лидерство и создал неплохой отрыв. Лишь позади него Грожан опередил Мальдонадо, а японский пилот Sauber Камуи Кобаяси – Росберга и Райкконена. Одновременно начал свой прорыв и Алонсо, поднявшийся на три позиции вверх.
Феттель тем временем отъезжал от остального пелотона все дальше и дальше, в то время как Хэмилтону явно не хватало скорости и на десятом круге он уступил свое второе место Грожану. Однако круг спустя началась первая волна пит-стопов, которую открыли напарники Хэмилтона и Кобаяси – Дженсон Баттон и Серхио Перес соответственно. Спустя несколько кругов боксы посетили и Льюис с Роменом.
Для Алонсо пит-стоп был запланирован на более поздний срок, а именно на шестнадцатый круг. Однако испанский пилот Ferrari до него успел подтвердить, что два своих чемпионских титула он когда-то заработал не случайно – до своей остановки он успел опередить немца Нико Хюлькенберга из команды Force India.
Однако Феттель еще в прошлом году, когда завоевал свой второй чемпионский титул, твердо вознамерился его защитить. А потому в Валенсии ему было мало лидерства в гонке как такового – перед первой из запланированных для него смен покрышек он создал такой отрыв, что не утратил лидерство и после посещения боксов на семнадцатом круге. И гонка продолжила развиваться по, казалось бы, предопределенному сценарию.
Лишь в середине пелотона кипела плотная борьба. Первыми ее жертвами стали Камуи Кобаяси и Бруно Сенна. В скоростной дуге они допустили контакт, после которого на болиде японца повредилась покрышка, а автомобиль бразильского пилота Williams лишился переднего антикрыла. Оба, впрочем, благополучно добрались до боксов, после чего продолжили борьбу. Однако судьи признали виновным в этом инциденте Сенну, который был наказан проездом через пит-лейн.
А вскоре началась и вторая волна пит-стопов. Причем многим из гонщиков невольно помогли финн из команды Caterham Хейкки Ковалайнен и француз Жан-Эрик Вернь из Toro Rosso. Контакт между их болидами привел к проколу колеса у Верня, после которого тот сошел. А трасса в месте происшествия была усыпана обломками, которые необходимо было убрать, для чего на трассу выехал автомобиль безопасности, позволив многим провести пит-стопы без значительных потерь.
Хотя без приключений все же они не обошлись. Причем проблемы снова случились у многострадального в этом отношении Хэмилтона. Только в этот раз заминка случилась не с пневмогайковертом, а с передним домкратом, который… сломался! Однако предвидела эту неприятность команда или нет, но позади механика с этим домкратом стоял его коллега с запасным приспособлением, а потому с ситуацией маклареновцы справились оперативно.
На тридцать четвертом круге был дан рестарт гонки, во время которого Феттель снова удержал лидерство. Однако в скорее его болид внезапно потерял скорость из-за отказа генератора. Пелотон после обидного схода немца возглавил прорвавшийся к тому моменту на второе место Алонсо. Позади него располагался Грожан, которого он обогнал незадолго до неприятностей Феттеля, и Хэмилтон, чуть ранее одолевший Райкконена.
Одновременно гонка завершилась и для Кобаяси. Причиной и в этот раз послужил контакт, но уже с болидом бразильского напарника Алонсо Фелипе Массы, который вынужден был совершить внеплановый пит-стоп для замены пробитой покрышки. Здесь виновным был признан японец, который в результате потеряет пять мест на старте Гран-при Великобритании.
К откатившемуся было назад Пастору Мальдонадо на тридцать восьмом круге вернулся прежний темп – он опередил Марка Уэббера. А короткое время спустя поднялся еще на одну позицию вверх, как и все остальные: на болиде Грожана, как и в случае с Феттелем (командам Red Bull и Lotus моторы поставляет Renault), отказал генератор. Инженеры французской компании после гонки пообещали тщательнейшим образом разобраться в причинах одинаковых неисправностей своих двигателей.
Отличную гонку в Валенсии провел и российский пилот Caterham Виталий Петров – ближе к финишу он смог подняться на десятое место. Разумеется, уровень его нынешней команды не позволял ему бороться с Шумахером и Уэббером, которых он пропустил вперед. Однако первый в истории британско-малазийского коллектива очковый финиш все же был вероятен.
Но на сорок девятом круге надежды перечеркнул пилот Toro Rosso Даниэль Риккиардо. Пытаясь обогнать Виталия австралиец подрезал его в скоростном повороте и россиянину пришлось совершать еще один визит в боксы для замены носового обтекателя. Тем не менее, Петров после этого смог еще и обогнать Массу и закончить гонку тринадцатым, непосредственно перед Ковалайненом.
А за пару кругов до финиша случилось еще одно судьбоносное не только для гонки, но и для чемпионата происшествие. Занимавший на тот момент второе место Хэмилтон серьезно потерял скорость из-за износившихся шин. Райкконен быстро воспользовался ситуацией, сократил отставание и опередил британца. Следом за ним тот же маневр попытался произвести и Мальдонадо. Но тут уж уступать не желал никто.
В быстром правом повороте Хэмилтон жестко оттеснил Пастора за пределы трассы наружу, влево. И даже при этом Льюис продолжал смещаться в сторону венесуэльского пилота, доведя ситуацию до контакта. Результатом стала утрата чемпионом 2008 года контроля над болидом и его контакт уже со стеной, у которой он и застыл со сломанной передней подвеской.
Мальдонадо продолжил борьбу. С отсутствующим передним антикрылом он добрался до боксов, где ему установили новый аэродинамический элемент, вернулся в гонку и даже закончил ее на десятом месте. Однако именно его судьи после финиша признали виновным в инциденте с Хэмилтоном и наказали пилота Williams проездом по пит-лейну. Но поскольку дело было уже после гонки, то к результату Пастора прибавили 20 секунд, после чего он в финишном протоколе переместился на двенадцатое место. Однако одно очко команда Френка Вильямса все же заработала – первую десятку после наказания Мальдонадо замкнул его напарник Бруно Сенна.
Алонсо же только и оставалось довести свою домашнюю гонку до победного конца, что он и сделал, второй раз за сутки порадовав испанцев – накануне их команда одолела французов в матче за выход в полуфинал чемпионата Европы по футболу. А заодно Фернандо опроверг практически неоспоримый факт, что гонки на городской трассе в Валенсии скучны по определению – его прорыв с одиннадцатого места на первое красноречиво говорит об обратном.
Одновременно, как уже говорилось в начале статьи, Алонсо стал первым пилотом, победившим в этом году дважды. Первую победу, напомним, он отпраздновал в Малайзии. Второе место на Гран-при Европы занял Кими Райкконен, а третье – Михаэль Шумахер. Семикратный чемпион Формулы-1 впервые после своего возвращения в Королевские гонки поднялся на подиум, реабилитировавшись за все те неудачи, что преследовали его по ходу предыдущих семи этапов.
Остальные места в первой десятке между собой распределили Марк Уэббер, Нико Хюлькенберг, Нико Росберг, Пол ди Реста, Дженсон Баттон, Серхио Перес и, как было сказано выше, Бруно Сенна. Следует также отметить, что пилот команды Marussia Тимо Глок на старт в Валенсии на старт гонки не вышел из-за кишечной инфекции, которая также не позволила ему участвовать в квалификации.
Зато Фернандо Алонсо благодаря своей победе снова возглавил личный зачет чемпионата – у него сейчас 111 очков. На второе место поднялся Марку Уэббер, имеющий 91 очко. Хэмилтон разом потерял две позиции и сейчас с теми же 88 очками занимает третью, которую до этого занимал Феттель. Сейчас действующий чемпион находится на четвертом месте и имеет по-прежнему 85 очков.
Но в кубке конструкторов лидер прежний – Red Bull. Команда Кристиана Хорнера заработала уже 176 очков, тогда как ее ближайший преследователь, McLaren, имеет 137 очков. Первую тройку со 126 очками по-прежнему замыкает Lotus, однако серьезно приблизилась и занимающая четвертое место Ferrari – у команды из Маранелло 122 очка.
Девятым этапом Формулы-1 станет Гран-при Великобритании. Он пройдет 6 – 8 июля на трассе Сильверстоун.
Формула-1, восьмой этап, Гран При Европы, гонка, 57 кругов |
|||
Поз. |
Гонщик |
Команда |
Результат (причина схода) |
1 |
Фернандо Алонсо |
Ferrari |
1:44.16,649 |
2 |
Кими Райкконен |
Lotus |
+ 6,421 |
3 |
Михаэль Шумахер |
Mercedes |
+ 12,639 |
4 |
Марк Уэббер |
Red Bull |
+ 13,628 |
5 |
Нико Хюлькенберг |
Force India |
+ 19,993 |
6 |
Нико Росберг |
Mercedes |
+ 21,176 |
7 |
Пол ди Реста |
Force India |
+ 22,866 |
8 |
Дженсон Баттон |
McLaren |
+ 24,653 |
9 |
Серхио Перес |
Sauber |
+ 27,777 |
10 |
Бруно Сенна |
Williams |
+ 35,961 |
11 |
Даниэль Риккиардо |
Toro Rosso |
+ 37,041 |
12 |
Пастор Мальдонадо* |
Williams |
+ 54,630 |
13 |
Виталий Петров |
Caterham |
+ 1.15,871 |
14 |
Хейкки Ковалайнен |
Caterham |
+ 1.34,654 |
15 |
Шарль Пик |
Marussia |
+ 1.36,551 |
16 |
Фелипе Масса |
Ferrari |
+ 1 круг |
17 |
Педро де ла Роса |
HRT |
+ 1 круг |
18 |
Нараин Картикеян |
HRT |
+ 1 круг |
19 |
Льюис Хэмилтон |
McLaren |
+ 2 круга |
- |
Ромен Грожан |
Lotus |
(генератор) |
- |
Себастьян Феттель |
Red Bull |
(генератор) |
- |
Камуи Кобаяси |
Sauber |
(авария) |
- |
Жан-Эрик Вернь |
Toro Rosso |
(авария) |
- |
Тимо Глок |
Marussia |
(не стартовал) |
* – Пастор Мальдонадо наказан прибавкой 20 секунд к своему результату за столкновение с Льюисом Хэмилтоном.
Положение в чемпионате после восьмого этапа Личный зачет |
|||
Поз. |
Гонщик |
Команда |
Очки |
1 |
Фернандо Алонсо |
Scuderia Ferrari |
111 |
2 |
Марк Уэббер |
Red Bull Racing |
91 |
3 |
Льюис Хэмилтон |
Vodafone McLaren Mercedes |
88 |
4 |
Себастьян Феттель |
Red Bull Racing |
85 |
5 |
Нико Росберг |
Mercedes AMG Petronas F1 Team |
75 |
6 |
Кими Райкконен |
Lotus F1 Team |
73 |
7 |
Ромен Грожан |
Lotus F1 Team |
53 |
8 |
Дженсон Батон |
Vodafone McLaren Mercedes |
49 |
9 |
Серхио Перес |
Sauber F1 Team |
39 |
10 |
Пастор Мальдонадо |
Williams F1 Team |
29 |
11 |
Пол ди Реста |
Sahara Force India F1 Team |
27 |
12 |
Камуи Кобаяси |
Sauber F1 Team |
21 |
13 |
Михаэль Шумахер |
Mercedes AMG Petronas F1 Team |
17 |
14 |
Нико Хюлькенберг |
Sahara Force India F1 Team |
17 |
15 |
Бруно Сенна |
Williams F1 Team |
16 |
16 |
Фелипе Масса |
Scuderia Ferrari |
11 |
17 |
Жан-Эрик Вернь |
Scuderia Toro Rosso |
4 |
18 |
Даниэль Риккиардо |
Scuderia Toro Rosso |
2 |
19 |
Хейкки Ковалайнен |
Caterham F1 Team |
0 |
20 |
Тимо Глок |
Marussia F1 Team |
0 |
21 |
Шарль Пик |
Marussia F1 Team |
0 |
22 |
Нараин Картикеян |
HRT F1 Team |
0 |
23 |
Виталий Петров |
Caterham F1 Team |
0 |
24 |
Педро де ла Роса |
HRT F1 Team |
0 |
Кубок конструкторов |
|||
Поз. |
Команда |
Очки |
|
1 |
Red Bull Racing |
176 |
|
2 |
Vodafone McLaren Mercedes |
137 |
|
3 |
Lotus F1 Team |
126 |
|
4 |
Scuderia Ferrari |
122 |
|
5 |
Mercedes AMG Petronas Formula 1 Team |
92 |
|
6 |
Sauber F1 Team |
60 |
|
7 |
Williams F1 Team |
45 |
|
8 |
Sahara Force India F1 Team |
44 |
|
9 |
Scuderia Toro Rosso |
6 |
|
10 |
Caterham F1 Team |
0 |
|
11 |
Marussia F1 Team |
0 |
|
12 |
HRT F1 Team |
0 |
Официальный сайт чемпионата: http://www.formula1.com.