Для кого-то исключительная пора путешествий – теплое лето, кто-то «выбивает» отпуск к Новому году, чтобы провести его в Карпатах. Но кто-то живет в дороге и он путешествует всегда, будь то ночь или утро, зима или осень. К тому же без денег и запасов еды. Я вижу, как вы недоверчиво хмурите брови, однако все это стало возможным с тех пор, как из земли выкачивают нефть, пока существуют экономические отношения между государствами и мир ни без добрых людей. Если вы еще не догадались, я об автостопе.
Автостоп как вид вольного путешествия появился давно, чуть позже самих автомобилей. Автостоп не просто хороший способ добраться туда, куда тебе понадобилось, но и прекрасная возможность не тратить время впустую и не выжидать его, порываясь отдергивать шторки автобуса или насиловать себя сном. В автостопе учишься ценить каждую секунду и наслаждаться дорогой, наблюдая ее с разной высоты и скорости в любую погоду.
ПОСТОРОННИМ ВХОД В.
Поймать машину из жизненной необходимости и оказаться в нужное время в нужном месте – это еще не автостоп. И выскакивать, пошатываясь на проспект с бутылкой пива в руке, – уже подавно не автостоп. Эти случаи не имеют ни повода, ни права носить имя автостопа. Это как раз то, что в народе называется «добираться на попутках». Цель коротка, а водитель – меркантильное создание, которому нужно заплатить за проезд. Это равносильно тому, чтобы перешагнуть порог церкви, поставить свечку и не смотреть, как она горит, или посмотреть, но не постоять на коленях. Один раз. Когда сильно прижмет.
СТЕРЕОТИПЫ
Мы устали от язвительно-циничных комментариев умудренных опытом бабушек о том, что стоят на дорогах одни проститутки, а все водители – маньяки последние, которые разъезжают с намерением их подобрать. Между тем сомневаюсь, что кто-либо видел представительниц древнейшей профессии в налобнике и с походным рюкзаком на 50 литров .
УДАЧА
У автостопа нет гарантии. Отправляясь на Сахалин, никогда не знаешь, где окажешься на следующий день, где придется устраиваться на ночлег и сколько вообще ночей удастся поспать. Автостоп не выписывает медицинских страховок и не сообщает времени прибытия на конечный пункт. Автостоп доброволен. Отважился – не ной, боишься – не едь.
Можно прождать сутки и проклинать свою нелегкую руку; можно первую «застопить», а могут тебя на ходу подхватить, когда ты еще и знака подать не успеешь. Или вдруг выстроится за тобой очередь в три машины (только однажды, но у меня такое было!). Запомни, на трассе у тебя один спутник – это твоя удача.
АВТОСТОП ОПАСЕН
Взрываются самолеты, летят поезда под откос, переворачиваются автобусы, а нас дергают за плечо: автостоп опасен. Да, автостоп опасен. Но можно до пенсии дожить, нигде не побывав, а можно автостопом всю жизнь проездить и однажды сгореть от удара молнии.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
(Если вы все-таки решились на путешествие автостопом)
- Будьте в хорошем настроении, вы должны уметь вести беседу с водителем.
- По этике автостопа, обойдите тех, кто пришел раньше вас, и становитесь последними.
- Для позиции голосования выбирайте всегда самую высшую точку, под гору машины разгоняются, но на пике скорость оборотов меньше.
- Одевайтесь ярко, чтобы водителю было видно вас издалека. Очень удобны комбинезоны и спортивные непродуваемые куртки, на них можно нашить СОПы (светоотражающие полосы).
- Берите фонарики и катафоты, они пригодятся в ночное время.
- Самое необходимое в дальнем путешествии – спальник, палатка и пенка-коврик. Во-первых, они спасут вас от холодных ночей, во-вторых, по такому снаряжению несложно узнать автостопщика.
- Никогда не садитесь к пьяному водителю. В этой ситуации лучше отпустить машину.
- Ночью в дороге спать нельзя. Водитель, в особенности это касается дальнобоев, мечтает об этом не меньше вашего, однако он на работе, а за интересной беседой скорее приходит утро.
- Не забудьте карту или атлас (кстати, ими удобно «стопить»).
Что говорит специалист?
Ольга ПЕТЮЛЕВИЧ, педагог-психолог БГУ:
- Автостоп можно сравнить с прыжками с парашюта, в нем не меньше адреналина. Людьми движет жажда путешествий, желание познакомиться с новыми людьми в необычной обстановке и, выходя на трассу, все они хотят почувствовать свободу. Потому люди и выбирают автостоп, стремясь испытать новые ощущения и создавая этим экстремальную ситуацию. Эти люди легко идут на контакт. Минус, пожалуй, только в том, что этот контакт кратковременный. Именно общение является своеобразной платой водителю.