Хорошая шумоизоляция может стать причиной ДТП. Шведские исследователи считают, чтобы безопаснее вести автомобиль, водитель должен слышать некоторые низкочастотные звуки с дороги.
Шведские ученые кафедры технической акустики Гетеборгского института имени Чальмерса провели серию экспериментов по безопасности в кабинах машин с разной степенью шумоизоляции. В испытаниях участвовали две группы автомобилистов: опытные водители и студенты с минимальным водительским стажем. Исследователи наблюдали за тем, как каждый из водителей воспринимает звуки, доносящиеся с дороги, и что они делают, если не слышат привычных «сигналов» с дороги.
Оценивалась скорость реакции и эмоциональное состояние людей. Как показали тесты, для начинающих водителей звуки почти всегда лишние. На дороге они в основном ориентировались на визуальный ряд, а почти все шумы с дороги воспринимали как мешающие или бесполезные.
Однако с профессиональными водителями ситуация обстояла совершенно иначе. Многие из звуков, которые они слышали, помогали им лучше ориентироваться в происходящем и управлять машиной безопаснее. «Для опытных водителей шум делится на полезный и вредный», – пояснили в институте.
Вредные шумы – это, как правило, резкий грохот, скрежет и скрип. Такие звуки не несут информативной нагрузки и в большинстве случаев только отвлекают от дороги. К полезным же ученые отнесли преимущественно низкочастотные шумы: звук работающего двигателя и то, как звучат шины, соприкасаясь с дорогой. Таким образом, водитель может лучше чувствовать «манеру» автомобиля и качество дорожного покрытия. Например, звук лучше, чем что-либо еще, помогает понять, насколько скользкая под колесами дорога.
Ученые рекомендуют автомобильным компаниям принимать в расчет данные, полученные о низкочастотных «полезных шумах» в ходе разработки конструкции новых машин, и снижать уровень лишь тех звуков, которые мешают работе водителя.