Последние зимы в Минске не были слишком снежными, «Горремавтодору» нечасто приходилось посыпать дороги солью или песком. Как сложится ситуация этой зимой – неизвестно, однако работники предприятия обещают, что справятся с любыми снегопадами. Как и чем будут посыпать дороги в этом году? Куда отвозят смеси песка, соли и снега? Какая техника используется для их уборки? Об этом и многом другом автопорталу РУЛЬ.by рассказал начальник отдела машин и механизмов «Горремавтодор» Михаил Барановский.
Альтернативе соли в Беларуси пока нет
- 80% дорог Минска будут посыпать песчано-соляными смесями, оставшиеся 20% - солью с ингибированными добавками. К этим 20% относятся два центральных проспекта Минска (Независимости и Победителей) и главные улицы, которые определены для каждого района. Из примерно необходимых 65 тыс. куб. метров смеси песка и соли на складах уже находится 87%. Специальной соли для магистральных улиц пока имеется около 2,600 тонн, именно столько позволяют хранить складские помещения. Мы пополним ее запасы, если будет необходимо.
Михаил Михайлович пожаловался, что в адрес «Горремавтодора» часто приходится слышать упреки в том, что улицы посыпают вредными веществами.
- Чем предложат, тем и будем сыпать. Мы понимаем, что соль приносит вред не только подошвам обуви и шинам, но и экологии. К сожалению, ничего другого у нас в наличии не имеется.
Кстати, жидкие хлориды, которыми пользуются в Москве, тоже не безобидны. Конечно, в отличие от соли они не вызывают коррозии кузова автомобиля, не портят резину и не губят деревья. Однако при попадании на кожу они вызывают покраснения и зуд. А поскольку это жидкость маслянистая, то и смывается она плохо. Обувь от нее коробится, кожаные вещи портятся. Если хлорид попал на ткань, она грубеет, и образуется пятно, которое нельзя отстирать.
Снег в столице убирают 650 машин
Из белорусских машин для разбрасывании соли и уборки снега будет использоваться техника МТЗ и «Амкодор». Машины на базе МАЗа изготовлены в России, оттуда же привезены ЗИЛы. Кроме них на белорусские дороги выедет техника литовского и немецкого производства. Всего в уборке улиц будет задействовано свыше 650 различных машин.
Некоторое время назад «Горремавтодор» хотел воспользоваться опытом канадских коллег и приобрести у них снегоплавильную машину. С ее помощью можно переработать 60 т снега час! Правда, когда в Беларуси узнали, что за 8-часовую смену этот полезный агрегат «съедает» около 3 т дизельного топлива, мысль о покупке сразу отпала. Пока что смеси снега, песка и соли собираются зимнеподметальными снегоочистителями и вывозятся бульдозерами на специальные свалки.
- Я не знаю такой техники, которая не ломается. Вот и нас случаются поломки. Немецкие солеразбрасыватели, конечно, работают надежно, но и они порой выходят из строя, - рассказал Михаил Михайлович Барановский. При этом он добавил, что «Горремавтодор» ежегодно закупает порядка 35 комбинированных дорожных машин, а устаревшую технику списывает, что, к примеру, скоро и случится с несколькими машинами литовского производства.
А КАК У НИХ?
Как расправляются со снегом на дорогах в других странах
В странах Северной Европы, Канады и США сочетают механический и химический способы обработки снега и дорожных покрытий. При этом отдается предпочтение предварительной механической уборке снега с последующей обработкой реагентами его остатков и уборкой талого снега, если высота его слоя составляет более 1-2 см. При обработке жидкими реагентами учитываются погодные условия, а реагенты в смесях подбираются так, чтобы обеспечить максимальную эффективность удаления льда при минимальных затратах противогололедных средств.
Скандинавские дорожники, как и белорусские, применяют на улицах и чистую соль, и песчано-соляные смеси. Чтобы избежать "гололедных" заторов, они постоянно следят за изменением погоды. На каждом крупном перекрестке установлены специальные датчики, которые определяют температуру воздуха и асфальта. Если асфальт на нуле, пользуются соляными растворами, препятствующими образованию льда. Причем для правильной дозировки также применяют специальное оборудование.
На крупных магистралях в Швеции специально создают наледь. Снег не вывозят, а укатывают машинами, поливают горячей водой, смешанной со щебнем. Холодный щебень просто вынесет за границу дороги. А горячий щебень вплавляется в лед и образует шершавую поверхность.
В таких канадских городах, как Монреаль, Оттава и Торонто улицы и магистрали классифицируются по уровням обслуживания в зависимости от интенсивности движения. Маршруты уборки планируются в зависимости от погодных условий, наличия необходимого оборудования и материалов, класса магистрали. Для оптимизации маршрутов используется специальное программное обеспечение.
В Германии в настоящее время запатентовано новое противогололедное средство, которое позволяет уменьшить скольжение транспортных средств, вызывает интенсивное таяние льда и снега, не оказывает коррозионного действия, не поражает органы людей и животных, не повреждает растительность, способствует рыхлению почвы и улучшению ее агротехнических свойств, а также стимулирует рост зеленых насаждений и сельскохозяйственных культур. В качестве такого средства предложены смеси из понижающих температуру плавления и удобряющих почвы материалов и соединений. Для приготовления этих смесей используются эйфельская (северо-западная часть Рейнских и Сланцевых гор) лава с крупностью частиц до 3 мм и магнезиальный каннит с той же крупностью частиц.