Но если присмотреться, то выходит, что автострахование – отнюдь не бесполезная затея. Сегодня мы разберемся, зачем нужно обязательное страхование, когда и почему выгодно «полное КАСКО», как не ошибиться при выборе страховой компании и страховой программы, как правильно себя вести при наступлении страхового случая.
Автострахование в Беларуси представлено двумя видами: обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) и так называемое автоКАСКО.
Обязательное страхование
Самое главное: обязательное страхование автогражданской ответственности страхует не ваш автомобиль, а чужой автомобиль от вас. То есть это страхование вашей ответственности, а не страхование транспорта. При покупке автомобиля надо знать, что на незарегистрированное транспортное средство обязательное страхование автогражданской ответственности заключается на 15 дней. Только после регистрации автомобиля можно купить годовой страховой полис.
Заключить договор о страховании автогражданской ответственности может только владелец транспортного средства либо человек, у которого есть доверенность (не обязательно генеральная, хотя бы на право управления). Если у вас нет доверенности, купить или продлить страховку вы не сможете.
Какие документы нужны?
1. Свидетельство о регистрации транспортного средства, то есть техпаспорт.
2. Водительское удостоверение, по которому страховой агент определит ваш стаж (для расчета корректирующего коэффициента в зависимости от стажа вождения).
3. Деньги. Страховка на год стоит порядка 50-70 евро, для «большелитровых» машин ее стоимость может доходить до 120 евро.
Стоимость страхового полиса зависит от четырех факторов: объема двигателя вашего автомобиля, вашего стажа вождения, возраста и места проживания. Если вы минчанин, то страховка обойдется вам дороже на 30 процентов: корректирующий коэффициент для Минска и Минского района – 1.3, для областных центров – 1.2, для городов с населением 50000 и более – 1.0, для прочих населенных пунктов – 0.8. При этом неважно, где зарегистрирована ваша машина. Например, если она зарегистрирована в Слуцке, а прописаны вы в Минске, все равно корректирующий коэффициент будет равен 1.3.
Существует еще один коэффициент, который важен при продлении договора страхования. Он зависит от наличия либо отсутствия страховых случаев за предыдущий год. Соответственно, если за это время у водителя не было страховых случаев – применяется понижающий коэффициент, если были – повышающий. Кстати, итоговый коэффициент получается не путем простого перемножения коэффициентов, а по более сложной формуле. В результате этого он оказывается немножко выше, чем полученный путем простого перемножения. Но таковы правила.
Где можно заключить договор страхования?
На сегодняшний день правом на оформление полисов обязательного автострахования обладает всего 6 белорусских страховых компаний: «Белгосстрах», «ТАСК», «ПромТрансИнвест», «Белнефтестрах», «Белкоопстрах» и «Белэксимгарант».
Заключить договор можно, обратившись в офисы страховщиков, в почтовые отделения и отделения «Беларусбанка», а также к «уличным» страховым агентам, которые предлагают свои услуги в местах регистрации автомобилей. Чтобы не сомневаться в «подлинности» такого страхового агента, попросите его (ее) показать удостоверение и разрешение (доверенность) на проведение подобного рода сделок.
Как действовать, если попали в ДТП?
Во-первых, сразу вызвать сотрудников ГАИ, которые в обязательном порядке должны составить протокол. Затем в течение 5 календарных дней пострадавший должен лично обратиться в страховую компанию виновника и заполнить заявление. После принятия заявления страховая компания назначает осмотр поврежденного транспортного средства. Пострадавший должен направить телеграмму виновнику с просьбой приехать на осмотр. Правда, эта телеграмма виновника ни к чему не обязывает и, как правило, виновники на осмотр не приезжают. Это никак не сказывается на пострадавшем.
Эксперт-оценщик составляет акт осмотра и калькуляцию ремонта. После получения заявления о страховом случае страховая организация направляет запрос в органы ГАИ с просьбой предоставить письменное подтверждение состоявшегося ДТП, с указанием всех обстоятельств происшествия. ГАИ обычно отвечает в течение месяца, а то и дольше. В результате в течение этого строка клиент вынужден ждать. Несмотря на то что страховая компания готова к выплате, произвести ее она сможет лишь после того, как получит ответ из органов ГАИ.
Ремонтом своего авто пострадавший может заняться сразу после осмотра экспертом-оценщиком. Кстати, будьте в курсе: осмотр проводится визуально, и выявить скрытые повреждения невозможно. Если во время ремонта машины обнаруживаются скрытые повреждения, тогда пострадавший должен связываться со страховой компанией, которая назначит дополнительный осмотр.
АвтоКАСКО
В отличие от ОСАГО, автоКАСКО страхует не гражданскую ответственность, а сам автомобиль. Есть две программы автоКАСКО - полное КАСКО и частичное КАСКО.
Полное КАСКО включает в себя защиту буквально от всего - от пожара, самовозгорания, взрыва, аварии, падения предметов, попадания камней, падения груза на автомобиль при погрузке и выгрузке, противоправных действий третьих лиц, угона.
Частичное КАСКО не включает в себя защиту от угона (и от всего того, что «угонят» из вашей машины). То есть если у вас ночью вскрыли машину, разбили стекло, сломали замок двери и украли магнитолу, то по программе полное КАСКО вам возместят весь ущерб, а по программе частичное КАСКО - все, кроме стоимости магнитолы.
Кроме двух программ существует два варианта страхования. В разных компаниях они могут назваться по-разному, назовем их вариант «А» и вариант «Б».
Вариант «А» – когда возмещение выплачивается без учета износа транспортного средства, вариант «Б» - с учетом такого износа. По варианту «А» страхуются машины до определенного возраста. В некоторых компаниях ограничение в 5 лет, в некоторых - в 7. Надо понимать, что чем старше машина, тем дороже будет этот вариант. По варианту «Б» страхуются любые машины: как новые, так и машины с пробегом. Придя в страховую компанию нужно внимательно изучить все условия, на которых заключается договор.
Сколько денег выплатят по автоКАСКО?
Любое страховое возмещение можно разбить на 3 составляющие: оплата работы по ремонту, оплата материалов и оплата запчастей.
По варианту «А» все три составляющие оплачиваются полностью, по варианту «Б» - работа и материалы оплачиваются в полном объеме, а стоимость запчастей рассчитывается с учетом износа автомобиля. Так, для машины возрастом 7 лет износ составляет порядка 50 процентов. Это означает, что если в такой машине камнем разбито лобовое стекло, стоимость которого составляет 150 долларов, то страховая компания выплатит 75, поскольку износ машины составляет 50 процентов. Информация о стоимости запчастей берется либо из каталога (например, Audatex), либо исходя из стоимости этих запчастей у официальных дилеров.
Как себя вести, если пострадал?
Действия такие же, как и при обязательном страховании. Главное – получить документ, подтверждающий то или иное происшествие. Если это ДТП – вызывается ГАИ, составляется протокол и на руки выдается справка о ДТП. Некоторым страховым компаниям достаточно уже этого документа. Благодаря тому, что запрос в ГАИ делать не требуется, процесс урегулирования и выплаты происходит гораздо быстрее.
Если это наводнение, человек обычно сразу приезжает в страховую компанию и пишет заявление. В этом случае подготовкой справки занимается сама страховая компания.
Если это пожар – вызывается пожарная служба, и они выдают документ.
Если противоправные действия третьих лиц – вызывайте милицию. Кстати, в этом случае клиент никаких документов на руки не получает, в лучшем случае – талон-уведомление, поэтому страховая компания вынуждена делать запрос. И тут все зависит от оперативности органов расследования.
Исходя из величины ущерба, оперативники причисляют дело либо к административному, либо к уголовному делу. Если дело административное, оно заканчивается достаточно быстро. Как правило, по таким случаям никого не ищут, и ответ приходит быстро. И тогда страховая компания продолжает процесс выплаты.
Когда дело относят к разряду уголовных, там существуют свои сроки на расследование: при таком варианте клиент может ждать выплату до 3 месяцев. К сожалению, страховщики тут не могут ему помочь.
Бывают случаи, когда получить справку о происшествии невозможно, например, при попадании камня в детали остекления или освещения. В этом случае обращаться в компетентные органы не требуется – надо сразу ехать в страховую компанию. Обычно компании допускают ограниченное количество раз возмещение ущерба с ограниченной величиной выплаты. Например, вы парковались и зацепили бампером забор. Вызывать ГАИ не обязательно, можно сразу идти в страховую компанию.
Что такое франшиза?
Очень часто в договорах страхования прописываться франшиза – это та часть ущерба, которую клиент оплачивает из своего кармана и которая, соответственно, вычитается из страхового возмещения. Практически все страховые компании устанавливают франшизу при хищении транспортного средства.
Предположим, машина стоимостью 10 000 долларов застрахована по программе полное КАСКО и угоняется. На этот случай в договоре страхования прописана франшиза в 5%.Это означает, что страховщик выплатит клиенту не 10 000 долларов, а 9 500. Но если по хищению транспортного средства франшиза есть практически у любой страховой компании, то по всем остальным рискам у разных компаний франшиза может быть, а может отсутствовать.
С франшизой не так все плохо, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что она позволяет снизить стоимость страховки. Предположим, безфраншизная страховка стоит 1 000 долларов. Но если вы включите франшизу в 100 долларов (т.е. по каждому страховому случаю 100 долларов вы будете выплачивать из своего кармана, остальное будет доплачивать страховая компания), то вы заплатите за страховку не 1 000 долларов, а 900. Если вы ездите аккуратно, то вероятность страхового случая не велика. Какой-то мелкий ремонт можно оплатить самостоятельно, а при серьезном случае в сравнении с общей суммой ущерба эти 100 долларов – совсем небольшие деньги. Иногда клиенту такой вариант более интересен. Вопрос о наличии франшизы нужно задать страховой компании.
Тонкости автоКАСКО
Выбирая страховую компанию, внимательно читайте договор. Во многих компаниях в договоре делают оговорку, что транспортное средство в ночное время должно храниться только на охраняемой стоянке. Некоторым клиентам такое условие подходит, большинству – нет, ведь не всегда есть возможность поставить машину на охраняемую стоянку.
В одной страховой компании в условии договора ничего не сказано о хранении машины, но в правилах есть оговорка: по возможности автомобиль должен быть поставлен на охраняемую стоянку, если он не будет длительное время эксплуатироваться. И вот тут возникают вопросы: что такое «длительное время», была ли у меня возможность поставить на стоянку или нет? Вот такие моменты надо всегда оговаривать. К тому же понятие «ночное время» в разных компаниях трактуется по разному: в некоторых компаниях ночь - с 22 до 7 часов, в некоторых - с 0 до 6 часов.
Благодарим за помощь в подготовке материала заместителя генерального директора страховой компании «Бролли» Сергея ПОДОБЕДА.
Одна статья не может в полной мере осветить все тонкости автострахования, каждый случай – уникальный. Поэтому в нашей постоянной рубрике «Автострахование: ответы» мы будем отвечать на ваши вопросы, которые вы всегда можете присылать по адресу g.mozheiko@rul.by