Большое количество ДТП с летальным исходом происходит с участием автопоездов. Естественно в редких случаях водитель фуры получает серьезные увечья или гибнет. Расстаются, с жизнью, или получают травмы. как правило, водители легковушек.
Мое мнение, что следует при подготовке курсантов в автошколах давать хоть краткий курс теории вождения тяжелогруженого транспорта. Сейчас объясню почему. А вы заодно, проверите свои знания и реакцию на происходящее на дороге.
В качестве примера возьмем одну поездку моего хорошего товарища, водителя магистрального грузового транспорта, а также расмотрим ряд его советов, относительно поведения на дороге.
Первые 300 км
Представьте себе двухполюсная дорога, по ней едет седельный тягач с прицепом, спереди крутой подъем. Впереди мелькает знак ограничивающий скорость 90 км/ч. Фура разгоняется, чтобы «запрыгнуть» на горку. И тут сзади выруливает лихач и резко обходит тягач. Но тут, встречно идущий авто, во всю ивановскую моргает фарами - «мол гаишники впереди» - и "диарейщик" резко скисает и сбрасывает скорость до 50 км/ч, хотя ему разрешено ехать до 90 км/ч. Через какое-то время он вспоминает о разрешенной, скорости, давит педаль в пол и уносится прочь. Фура же, ползёт в гору, упав до пятой передачи (всего их 12-16). А сзади, тянется целый хвост исходящих желчью водителей легковушек. Поминают дальнобойщика, по - всякому заканчивая фразой - «Чего плетешься, как жук навозный. Где же, твои хваленные 400 лошадок?»
И невдомек автолюбителям - матерщыникам, что существует такой термин как тяговоогружённость автомобиля. То есть, мощность, приходящаяся на тонну полной массы. Даже самые мощные тягачи, загруженные по полной способны выдать не боле 45 л.с. А если вес автопоезда 40 т, то тут и 10 лошадей, не допросишься на крутой горке.
Следующие 100 км
Но вот фура перевалила через горку, проехала сотку, и уткнулась в «чайника» который пылит со скоростью 60 км /ч. Неудивительно что при такой скорости, постепенно, сзади автопоезда собирается порядочная колонна. Ну это ладно. Все едут и понимают что лучше двигаться с такой скоростью, чем вообще стоять. Как всегда это бывает, у кого то сдают нервы и он идет на обгон, но тут же видит встречный авто и ныряет в зазор переде фурой. Дальнобойщик, конечно, притормаживает надо же соблюдать дистанцию. И тут вылетает еще один «Шумахер» и по тому же сценарию ныряет вперед. Наглость это конечно второе счастье и за фурой не видно, но надо думать мозгами, когда пред вами несется 40 - тоник который размажет вас по асфальту не оставив и мокрого места.
Еще 300 км
Ну что же, двигаемся дальше. И тут водитель фуры чуть успевает среагировать едва, не снеся легковушку. В ответ мат - перемат лишь слышно только конец фразы – «У тебя же там столько зеркал понавешено, как рождественской елке! Не очень-то лестно.
Но водителю легковушки совсем недомек, что в штатные зеркала заднего вида, даже в сферу, видно лишь от горловины правого бака и дальше. У машин бескапотной компоновки не просматривается примерно два метра перед кабиной, у капотников (мотор перед кабиной) – гораздо больше. То зеркало, которое иногда висит горизонтально над правой дверью, называется бордюрным и предназначено для маневрирования. Увидеть в него что-либо на ходу – практически нереально.
Конец светового дня
Фура двигается дальше, по двухполюсной дороге, по правой стороне. Темнеет. Сзади движется легковой авто. И тут дальнобойщик тормозит и перестраивается, влево включив перед этим сигнал поворота. И водитель легковой, обрадованный такой удачей (ведь не придется всю дорогу плестись за тягачом) идет на обгон. А зря, опережая крупногабаритный транспорт, мы, как правило, не видим того, что творится непосредственно перед ним, это видит лишь его водитель. А ведь там может быть все что угодно, от разбитого в ДТП автомобиля, до лося пересекающего дорогу.
Еще 200 км
Вроде бы и машин стало поменьше, как стемнело, но вот какой-то обиженный любитель выезжает и подрезает фуру, понимать надо, что бы наказать водителя автопезда. Но и ему следует понимать что 40 т на скорости 90 км/ч затормозить не так то и просто. Для тех, кто слыхом не слыхивал о тормозном и остановочном пути и коэффициенте сцепления, просто следует обратите внимание, насколько "резко" может остановиться поезд с его то прицепом. Автопоезд конечно не груженый состав на 400 т, а всего лишь 40, но закон то инерции никто не отменял.
Советы от дальнобойщика
На закуску, пара советов для водителей легкового транспорта, Придерживаясь которых вы очень скоро заметите, что тяжелогруженые фуры не только перестали быть для вас досадной помехой на дороге, а наоборот их водители стали настоящими вашими ангелами хранителями.
1. Водитель магистрального тягача «сидит высоко и глядит далеко» гораздо дальше, чем вы, поэтому раньше замечает опасность. Прежде всего, не прячьтесь за фуру, а помаячьте у него в левом зеркале, чтобы вас было заметно, и следите за фонарями прицепа. Если впереди опасность – водитель включит левый поворотник. Если же несколько раз моргнёт правый, да ещё и фура прижмётся правее – путь свободен и ситуация контролируется. Не тяните с обгоном, пока встречка ещё далеко, но обязательно гляньте в левое зеркало – едущий сзади может оказаться шустрее вас. Не забудьте после обгона поблагодарить благодетеля включением аварийки, и счастливого пути..
2. «Если ты не видишь моё зеркало, значит, я не вижу твою машину» – это мудрое изречение часто пишется на заднем борту для тех, кто любит прятаться за большими грузовиками. Соседствуя с такой машиной (едущей или стоящей – без разницы), вы должны находиться в зоне обзора водителя, то есть видеть его зеркало. Только тогда он сможет увидеть вас. Особенно актуален этот совет для тех, кто приезжает на грузовой терминал (склад, базу, гараж), то есть в те места, где маневрируют фуры. И если такая фура включила аварийку, это вовсе не значит, что она сломалась. Скорее всего, она сейчас поедет назад.
Вот такие вот есть премудрости. мирного существования тяжело груженного транспорта и легковых автомобилей.