Изъятие авто у пьяных водителей - новые вопросы, новые проблемы

30.01.2013 11:25 | Источник: UDF.BY

Законопроект об изъятии автомобилей у пьяных водителей всколыхнул общественность Беларуси. И кроме негодования вызвал массу спорных вопросов, но еще большее количество спорных моментов нас ожидает при принятии данного законопроекта.

Изъятие авто у пьяных водителей - новые вопросы, новые проблемы

Действительно, заявление руководителя пресс-службы Генпрокуратуры Петра Киселева "Будет предусмотрена конфискация автомобиля у водителей, которых остановят в состоянии алкогольного опьянения. Независимо от того, кому он принадлежит." вызывают массу вопросов.

Один из которых: будут ли изымать авто у нетрезвых водителей государственного транспорта? Ведь неутешительная статистика свидетельствует о том, что только в течение 2011г. в результате 894 произошедших ДТП, государство могло бы конфисковать само у себя более 26 транспортных едениц.

Ведь за рулем ездят не только водители личных автомобилей, но и водители транспортных средств, принадлежащих различным организациям. По данным же УГАИ, за два предыдущих года, было задержано большое количество нетрезвых водители именно гостранспорта. И что же это получается, если ловят пьяного воителя автобуса, то будут конфисковать автобус?

Или достаточно тривиальная ситуация, отец позволяет сыну садится за руль своего автомобиля, тот, управляя автомобилем в нетрезвом виде, попадается ГАИ. И что же это получается, согласно новому законодательству автомобиль отца будет конфискован, не смотря на то, что ответственность целиком лежит на сыне. Отец же не всегда может проконтролировать деятельность своего великовозрастного отпрыска?

А если автомобиль принадлежит обоим супругам, так называемое совместное имущество – каждому принадлежит, образно говоря, половина автомобиля. Муж едет пьяный — машину изымают. Вопрос, на каких основаниях изымается половина имущества жены? Она ведь ничего не сделала?

Просит друг воспользоваться автомобилем, и попадается за рулем пьяным, снова нестыковачка получается. Причем здесь мое имущество к его ответственности. Налицо нарушение конституционных правил собственности. А ведь конституция - это гарант закона.

Экс-адвокат Павел Сапелко вспоминает, что такая практика в Беларуси уже была, но от нее отказались: "Существовала норма, которая позволяла конфисковывать автомобили, являющиеся средством совершения таможенных правонарушений. Автомобили, перевозившие контрабандные грузы, могли быть конфискованы, несмотря на то, что перевозчик мог не иметь понятия, что собственник груза нарушает закон. Конфискация независимо от того, в чьей собственности находится автомобиль, — очевидное нарушение конституционных прав собственников автомобиля, которые его передали другим лицам".

Можно понять конфискацию авто у собственника, если он едет нетрезвый. Но ведь в праве есть такой нюанс, отмечает Сапелко, что конфискация должна осуществляться только в случае корыстных преступлений. Как вариант — повысить верхнюю планку санкций.

Автоэксперт Артем Шарков считает, что такая ситуация может довести до абсурда.

"Любители поездить подшофе будут покупать себе автохлам — конфискуют и конфискуют, а нормальные люди будут от этого страдать. Если человек попадается неоднократно в течение года, давать не конфискацию, а большой штраф и арест авто, пока штраф не будет выплачен".

"И кто будет останавливать дешевый автохлам, если конфисковать дорогое авто выгоднее"?- подытоживает он.

"Да и лишение водительских прав тоже не действенное наказание, - говорит автоэксперт Александр Коноплицкий. - По статистике за 2011 года в ДТП без прав попали 682 водителя, из них 351 — в нетрезвом виде. Я не думаю, что они никогда не имели прав. Думаю, они у них были, но их лишили, однако они продолжают ездить".

Недавно проведенный опрос, показал, что почти 60% белорусских водителей частенько выпивают за рулем.

Поэтому Александр Коноплицкий предлагает следующий метод, который будет на порядок эффективнее — арест и принудительные работы, например дворником.

"В Германии, если задержали нетрезвым водителя, очень большой штраф. Если мелкое ДТП, то арест от 3 месяцев. Если серьезное ДТП — уголовная ответственность. Но за административные правонарушения в нетрезвом состоянии — арест. И никого не интересует, потеряет немец работу или нет".

Мы выслушали мнение автоэкспертов и адвоката, а что об этом говорят представители власти.

Председатель Верховного суда считает правильной инициативу о конфискации автомобилей у пьяных водителей.

"Полностью поддерживаем. Важно не только наказать за преступление, но и лишить возможности совершить новое", - заявил Валентин Сукало в интервью газете "Советская Белоруссия".

"Проблема в том, что собственники транспортных средств, у которых будут конфисковываться машины, лишь в 30 процентах сами находятся нетрезвыми за рулем. 70 процентов задержанных пьяных водителей управляют чужими автомобилями", - отметил председатель Верховного суда.

"Поэтому предвижу, что основные правовые споры и конфликты будут связаны с установлением обстоятельств, каким образом выпивший человек оказался за рулем, кто передал ему управление. Ситуации будут непростые, но Верховный Суд все-таки поддерживает эту меру и, более того, принимал участие в подготовке этого предложения", - сказал Сукало.

Он убежден, что "арсенал ныне существующих наказаний для злостных нарушителей недостаточен". "Что такое семь лет лишения свободы для человека, по вине которого погибли несколько невинных людей?", - задал риторический вопрос председатель ВС.

Похоже власти готовы к появлению проблем с принятием нового законодательства, другое дело готовы ли они к их решению?

Что же законопроект о конфискации еще не принят, а вопросы растут как снежный ком. Будем, надеется, что власти прислушаются к гласу простого автолюбителя, и учтя опыт прошлых лет, примут единственное правильное решение.