Эти изменения были внесены законом «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» от 26 октября 2012 г. № 431-З. и в с 1 января 2013 года начали действовать на территории Беларуси.
Теперь акциз для автомобильных бензинов с октановым числом «95» и выше за 1 тонну с указанной даты составляет Br1 231 500 (с 1 августа 2012 года ставка равнялась Br1 026 000), с октановым числом от «91» до «95» - Br1 544 000 (было Br1 286 690), с октановым числом до «91» - Br1 751 100 (ранее – Br1 459 220).
Для дизельного топлива – Br991 800 (до 1 января – Br826 540).
Правда, акциз на дизтоплива, применяемого для производства биодизельного топлива, остался прежним, (нулевая ставка акциза).
Акциз для биодизельного топлива составляет Br306 500.
Для углеводородного сжиженного газа, используемого в качестве автомобильного топлива марок ПБА, ПА – Br173 300 за 1000 литров. Марок ПТ, БТ и иных – Br327 000. Такая же ставка действует для используемого в качестве автотоплива природного топливного компримированного газа.
Представители концерна «Белнефтехим» пока никак не объяснили повышение ставок акцизов на автомобильное топливо.
Но пока на 8 января цены на бензины и дизтопливо остались на прежнем уровне.
Возможно, это как-то связано с тем, что с 31 января таможенный союз переходит на новый общий технический регламент на автомобильный и авиационный бензин, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и мазут.
То есть ко всему топливу будут применяться единые стандарты по качеству, хранению, транспортировке и остальным технологическим параметрам, и ни одна из сторон не имеет права его менять в одностороннем порядке.
В соответствии с соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Беларуси, Казахстане, России, принятом в декабре 2010 года, стороны договорились проводить согласованную политику в данной сфере через принятие технических регламентов Таможенного союза. ТР ТС устанавливают единые требования к продукции, процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Также устанавливаются правила индентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия. Соглашение предусматривает, что стороны не могут в одностороннем порядке вводить иные обязательные требования, не предусмотренные документом. Это позволяет формировать предсказуемый и прозрачный торговый режим
А с 1 января, как ни странно, Россия отказывается от топлива Евро-2 и переходит на Евро-3. В результате подобного решения бюджет России только на акцизах потеряет 100 млрд. российских рублей. Не за горами отказ от: «Евро-3» - до 31 декабря 2014 года, "Евро-4" - до 31 декабря 2015 года. По данным Союза российских нефтепромышленников, к сентябрю 2012 года было модернизировано лишь около 30% НПЗ в стране, исходя из объема выпускаемого топлива. Сейчас доля экологически чистого бензина в России составляет всего 25%. Поэтому мощностей заводов может действительно не хватить для того, чтобы обеспечить всю страну бензином стандарта «Евро-3» с 1 января 2013 года.
В таком случае России грозит дефицит бензина и его импорт из Беларуси, если она все таки настоит на том, чтобы Беларусь выполнила свои обязательства: в 2012 году она должна была поставить в Россию 2,1 млн. тонн бензина.
Беларуси подобные поставки грозят убытками в десятки миллионов долларов.
Российскую нефть государственный «Белнефтехим» покупает по цене превышающей внутрироссийскую, а нефтепродукты должен будет продавать по низким российским ценам.
К тому же потенциальным экспортером бензина в Россию может выступить также и Украина, мощности которой недозагружены. Но в любом случае Россия постарается не допустить, либо минимизировать объемы потенциального импорта топлива «Евро-2», так как это не только нерационально, но и может подогреть розничные цены на топливо.
Так что основываясь только на этих фактах можно предположить, что в этом году цены на автомобильное топливо значительно "подрастут", а повышение ставки акциз - это только первая ласточка.