Головной болью всех жителей мегаполисов давно стали пробки. Утром и вечером в часы пик люди львиную долю времени проводят в дорожных заторах, однако не готовы променять свой личный транспорт на общественный. Оно и понятно. Пусть дольше ехать, но зато с комфортом. Власти давно пытаются решить данную проблему, возводя развязки, расширяя проезжую часть. Однако пока это мало помогает.
Ведь только по данным этого года в стране в личном пользовании граждан насчитывается около 3 млн. автомобилей. На одну тысячу жителей у нас приходится 279 машин, что больше чем на Украине и Казахстане.
Любой водитель знает, что простой в пыльных пробках и постоянные трогания/остановки приводят к перерасходу топлива и самым неблагоприятным образом сказываются на ходовой части автомобиля. Я уже не говорю о нервах водителя, которые вообще восстановлению не подлежат. Что же можно предпринять, чтобы урон от пробок, как для вас, так и для вашего автомобиля, был снижен до минимума.
«Прежде чем лечить болезнь ее следует предупредить», так что начнем сразу с профилактики.
1.Покупаем себе GPS приемник, и следим за изменением дорожной ситуации через интернет и прокладываем маршрут движения согласно полученным данным. На сегодняшний день многие обладатели Андроид обзавелись полезным приложением интернет-рация "Zello"-Канал Probki. BY, где сами водители сообщают в прямом эфире о всех ситуациях на дороге, в том числе и пробках. Сразу оговорюсь - надо быть готовым к тому, что это приведет к значительному увеличению километража. Поэтому весьма целесообразно рассчитать: будет ли время, затраченное на новый маршрут, меньше чем время, проведенное в пробке.
2. Узнайте варианты маршрутов
«Не изучив родной город, не садись за руль» - золотые слова.
Каждый водитель обязан знать несколько путей до места, куда он собирается попасть в час пик. Если вы постоянно добираетесь утром на автомобиле на работу, то заранее наметьте не менее пяти маршрутов движения. Заведите журнал и подробно отмечайте, где и в какое время обычно появляются пробки. Наметьте несколько объездных путей и при случае пользуйтесь ими. Старайтесь, чтобы в ваши маршруты не попадали проезды по дворам. Это опасное занятие не только потому, что двор не предназначен для езды на автомобилях, но и в силу того, что застрять в каком-нибудь тупичке элементарно. Маршруты можно разработать и с помощью специальных приложений ПК. Сделать это довольно просто: в последнее время появилось множество подробнейших приложений-карт столичных улиц, которые помогают вычислять возможные пути проезда из одной точки в другую. Разобраться несложно. Выбор вариантов движения будет безошибочным, если регулярно вносить в свой компьютер сведения о ремонте проезжей части дорог, которые сообщаются по радио. О радио говорить подробно нет смысла - многие автолюбители уже научились пользоваться информацией о загруженности основных магистралей в то или иное время суток.
3. Подкорректировать свой распорядок, дабы избежать поездок в часы пик (хотя это, чаще всего, неприемлемо). Тем не менее, полностью избежать езды в пробках не удастся. Ну, а если это неизбежно, необходимо знать, как же правильно вести себя в пробке и на что обратить внимание при управлении транспортным средством.
Теперь что касается самих пробок
Итак, первым делом необходимо уяснить, что ничего страшного в движении в плотном потоке автомобилей нет. Да, интервалы и дистанция в этом случае существенно снижены, но это нивелируется существенным снижением скорости движения. Таким образом, для водителя практически ничего не меняется. Но, безусловно, нужно удвоить внимание, как при любом изменении дорожной обстановки.
1. Стоит помнить о том, что большинство ДТП в пробках происходят из-за излишней нервозности и поспешности. Поэтому нужно взять себя в руки и успокоится. Не стоит отвечать подрезальщику его же монетой – он не поймет, а вы можете создать помеху для движения другим, ни в чем не повинным участникам дорожного движения и создать предпосылки для возникновения аварийной ситуации.
Поспешность тоже не приведет ни к чему хорошему – метаясь из ряда в ряд, обратите внимание на другие автомобили, наметив себе машину-ориентир вы будете весьма удивлены – перестроения и чудеса маневрирования ни к чему не приводят и вы по-прежнему движетесь со средней скоростью потока, выигрывая всего лишь несколько десятков метров, при этом рискуя попасть в аварию и провоцируя других водителей на подобное безрассудство.
Помните и то, что при обычном перестроении ваш автомобиль некоторое время будет занимать сразу два ряда. А это в час пик является непозволительной роскошью. О движении по встречной полосе и говорить не стоит. Одно дело - страшные аварии, когда автомобили сталкиваются лоб в лоб. А другое - неуважение к остальным участникам движения, создание для них неудобств.
Что касается вопроса выбора дистанции, то в условиях пробки идеальное расстояние транспортного средства, едущего впереди должно быть таким, чтобы вы могли видеть его задние колеса. Хотя в реальности такую дистанцию не всегда можно выдержать. В любом случае, менее чем четверть-полкорпуса автомобиля до передней машины оставаться не должно. Вопрос с интервалами несколько проще – выбирать вам их не придётся, просто двигайтесь в потоке, и не выбивайтесь из него.
Третье предостережение тоже нельзя сбрасывать со счетов: автомобиль, который "вышивает" на проезжей части, то есть мечется из ряда в ряд, обгоняет по встречной полосе, сигналит, мигает фарами, нервирует остальных участников движения - почти всегда замечается гаишниками. А это часто оборачивается потерей времени, нервов и денег.
Спокойная езда - быстрая езда. Так говорят профессионалы.
Но есть одно нарушение, которое совершают практически все водители, хотя и знают: из-за него не рассасываются пробки, а наоборот, только увеличиваются. Речь о выезде на занятый перекресток при желтом сигнале светофора. Правила запрещают это делать даже при зеленом. Но пункт нарушается сплошь и рядом и даже при живом милиционере. Точно также нарушается правило переезда "зебры", обозначенного перекрестка. Все эти нарушения некоторым кажутся мелкими, но в итоге нарушают порядок движения, а там, где он нарушен, - пробки.
Еще одна беда. В правилах записано: не занимай левый ряд. На МКАДе даже таблички висят. И что? Сами посмотрите: в скоростной ряд лезут все кому не лень.
2. Если говорить об алгоритме вождения, порядке действий со сцеплением и КПП, то тут, несомненно, преимущество у водителей с автоматической коробкой переключения передач. Владельцам «механики» придется весьма туго, и от этого никуда не денешься. Переключать передачи нужно своевременно, стоять с нажатой педалью сцепления не стоит – лучше стоять на "нейтрали", при этом затянув ручник. Хотя это несколько неудобно, но обезопасит вас и ваш автомобиль при внезапном ударе сзади от столкновения еще и с передней машиной. Да и на уклоне привычка пользоваться ручным тормозом будет весьма не лишней.
Выбрав оптимальную полосу для движения, а это, как правило, 2 и 3 ряды справа необходимо спокойно двигаться со скоростью потока.
3. Смотри на несколько машин вперед
Хотя бы на пять. Если не хочешь увязнуть в пробке, надо предвидеть ситуацию: почему вдруг задержка, в каком ряду сломалась машина, какой сигнал светофора будет через пару минут и так далее. Эти сведения должны анализироваться автоматически в голове каждого водителя.
Будь вежлив на дороге! Этот, может, наивный призыв в пробках приобретает особое значение. Так, если вы считаете себя сносным водителем, то уступите дорогу менее опытному, который попал в трудное положение. Ведь ему из этого трудного положения выбраться гораздо сложнее, чем вам, а значит, он будет сдерживать движение дольше, чем вы. Для езды в час пик подходит правило игры в шашки: один ход ваш, другой - "противника".
Пропусти грузовик, автобус. Большие машины опасны не только тем, что могут зацепить ваше авто, но и тем, что занимают много места, то есть сдерживают движение многих машин. Не надо усугублять обстановку, становясь у них на пути. Второй момент тоже важен: грузовику, автобусу, троллейбусу гораздо труднее маневрировать, чем вашему легковому автомобилю. Учитывайте это.
Не верти головой при движении. Некоторые советуют внимательно смотреть по сторонам. Однако настоящие профессионалы, сидя за рулем, предпочитают вообще не вертеть головой. Для них хватает зеркал. Чаще смотри в зеркало заднего вида. Это нужно делать для того, чтобы заметить лихача, который может стукнуть вас сзади. Если таковой появился на горизонте, то вы сможете, хотя бы снять автомобиль с тормоза, чтобы ущерба было меньше.
В случае если у вас вдруг перегревается двигатель, а в это время Вы находитесь в пробке, нужно открыть все окна и “врубить” обогрев на полную. Радиатор Вашего автомобиля спустя некоторое время заберет тепло от мотора, но, единственная неприятность, передаст его в салон. Хотя, как нам кажется, лучше чуть-чуть потерпеть жару, чем стоять с открытым капотом и загораживать дорогу.
О безопасности позаботились теперь самое время уделить своему самочувствию, чтобы не приехать, например, на переговоры как выжатый лимон.
Многие, вспоминая о своих переживаниях в пробке, говорят о возникающем напряжении, раздражении, злости и агрессии, а также часто об ощущении беспомощности и отчаяния. А если водитель начинающий, то это еще и физическая усталость, рассеянное внимание...
Наиболее темпераментные граждане могут совершенно потерять контроль над собой и впасть в истерику, многие вероятно видели драки водителей в пробках, часто с применением подручных средств. Помните, что человек в соседней машине может повести себя неадекватно и старайтесь во всех случаях сохранять спокойствие! Ситуация в пробке относится к тем, на которые мы не властны влиять, отсюда и ощущение беспомощности.
«Пассивный» стресс переживается труднее, так как приходится сидеть в замкнутом пространстве без возможности что-либо изменить. Мы в ловушке! Но жизнь, как всегда, подсказывает выходы из создавшегося положения, и водители уже придумали, чем занять себя в трафике. Самые распространенные способы скоротать время - это сон на обочине в надежде, что все, наконец, проедут, активное участие в разнообразных радио-играх, изучение возможностей недавно купленного навигатора...
Женщины, скажем, красят ногти, обзванивают всех знакомых и родственников, некоторые вяжут свитера. Вспоминается анекдот: если вам позвонил ваш бывший одноклассник, с которым вы не виделись лет десять, и долго рассказывает, что произошло в его жизни за эти годы, - значит, он застрял в пробке.
Есть и другие способы, как не потратить время зря и избежать при этом депрессии или истерики. Во-первых, подготовьтесь заранее к тому, что можете надолго «встать»: запаситесь дисками с музыкой, аудиокнигами, едой и водой. Конечно, автомобильной подзарядкой для телефона - у вас будет возможность решить все вопросы, еще не доехав до офиса или перенести назначенную встречу. Хорошо иметь ноутбук, свежие газеты и рабочие материалы, которые следовало бы просмотреть.
Однако, если вы не обзавелись пока персональным шофером, не перестарайтесь, превращая свою машину в мобильный офис, кто-то же должен время от времени следить за дорогой! Случалось ли вам бесноваться, когда ряд уже продвинулся метров на сто, а водитель впереди стоящей машины не трогается с места, уткнувшись в компьютер?
Во-вторых, если вы уже «встали », для начала подумайте, можно ли отсюда выбраться и какие есть варианты? Если ответ отрицательный, постарайтесь относиться ко времени, проведенному в пробке, как к подарку и используйте его с толком и удовольствием. Например, шлифуйте французское произношение, повторяя за диктором фразы, записанные на диске, в обычной беготне самообразованию редко когда уделяется хотя бы час в сутки. Ну, или можно послушать спокойную, расслабляющую музыку, но только, ни в коем случае не радио, где бесконечная реклама и повторы новостей могут свести с ума кого угодно.
И в-третьих, лучший способ защитить себя от стресса - чередовать самообучение и прослушивание музыкальных композиций с занятиями гимнастикой и медитацией. Откиньтесь на спинку кресла, закройте глаза на несколько секунд, сделайте дыхательное упражнение: медленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте. При этом мысленно пройдитесь по всем частям тела, начиная с ног, затем в процесс включаются поясница, спина, руки, шея и лицо.
Расслабляйте тело, снимая напряжение со всех его частей, повращайте головой. Затем делайте гимнастику: напрягайте мышцы пресса и потом опять поочередно все мышцы тела. При определенной практике эти упражнения будут быстро приводить вас в состояние расслабленности и покоя, прибавляя заодно здоровья. Вот только дышать придется не горным воздухом, а городским смогом. Но на то есть фильтр в вашей машине.
Научившись выполнять эти несложные действия, вы сможете переносить пробки без значительных потерь нервных клеток. Ну а уж если и наши советы вам не помогут, смело паркуйте авто и отправляйтесь дальше на метро!
Бывает, в очередной раз попав в пробку и сделав неловкое движение, мы едва сдерживаемся от крика. Боль в спине такая - что просто парализует! Какая уж тут внимательность при вождении и сосредоточенность на дороге?
Но не спешите впадать в панику. Элементарный самомассаж может спасти ситуацию. Для начала постарайтесь принять максимально комфортное в машинных условиях положение и расслабиться. Затем разомните место, находящееся выше болевого центра. Потом, постепенно увеличивая интенсивность нагрузки, спуститесь к больному участку. 5-7 минут растираний - и боль начнет утихать.
Если же справиться с неприятными ощущениями не получается, придется воспользоваться наружными обезболивающими средствами. В этом случае подойдет, например, вольтарен эмульгель, который как магнит притягивается к боли и снимает ее. Кстати, его пластиковый тюбик удобен в применении, а сам препарат не оставляет следов на одежде. Так что ваш костюм останется чистым, даже после таких экстремальных условий. Ну а без боли в спине вы спокойно сможете сосредоточиться на вождении и с легкостью выехать из любой пробки.
Надеюсь эти полезные советы вам помгут с честью выйти из любой дорожной пробки.