Судя по всему, Формула-1 переживает сейчас один из лучших этапов своего развития. Конечно, сезон прошлого года практически от начала и до конца прошел под диктовку команды Red Bull и, в частности, ее немецкого пилота Себастьяна Феттеля, ставшего в итоге двукратным чемпионом.
Однако начало нынешнего чемпионата для Красных Быков стало поистине провальным – ни одной победы пока нет ни у Феттеля, ни у его австралийского напарника Марка Уэббера. Хотя, дела у Ferrari идут еще хуже и опровергнуть это оказалась не в состоянии даже победа Фернандо Алонсо на предыдущем этапе в Малайзии (забегая вперед, отметим, что в Китае его напарник – бразилец Филипе Масса – вообще не заработал очков).
Зато команда Sauber вполне четко обозначила свои намерения занять в обозримом будущем одну из ведущих ролей в Королевских гонках. И даже близящийся уход на пенсию ее основателя Петера Заубера не должен этому помешать. 69-летний швейцарец давно подтвердил свой менеджерский талант, а потому передача функций главы коллектива ее нынешнему исполнительному директору – Монише Кальтерборн, которая станет первой в истории Формулы-1 женщиной, руководящей командой, должна еще раз продемонстрировать мудрость нынешнего руководителя Sauber.
Явный подъем переживает и другой, еще более прославленный коллектив – Williams, последние годы пребывавший в состоянии системного кризиса. А ведь пилоты, выступавшие ранее в составе британской команды, завоевали с 1975 года девять чемпионских титулов и одержали сто тринадцать побед в гонках. Причем славные времена для коллектива Фрэнка Уильямса закончились сравнительно недавно – еще десять лет назад Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя заставляли говорить о своей команде как об одной из ведущих. А теперь шансы вернуть этому коллективу его былое величие имеют ее нынешние пилоты – Пастор Мальдонадо и Бруно Сенна. Во всяком случае, результаты их обоих обнадеживают.
Отрадно также, что не сбавляют обороты и Force India с Toro Rosso. А самое главное то, что впервые после своего возвращения в Большие призы в качестве заводской команды, которая в 2010 году была воссоздана на базе чемпионского коллектива Росса Брауна, победные высоты занял Mercedes. Именно ее пилот и победил вчера на Гран-при Китая, пошедшем на трассе в Шанхае – им стал Нико Росберг.
В целом результаты китайского этапа для команды Норберта Хауга и Росса Брауна можно оценивать двояко – ее механики допустили непростительную для своего уровня ошибку, когда на первом, и, как оказалось, единственном для Михаэля Шумахера пит-стопе, на который он заехал на тринадцатом (вот и не верь после этого в приметы!) круге, плохо закрутили гайку крепления одного из колес. Итогом этой осечки стал сход семикратного чемпиона и штраф в размере пяти тысяч евро, наложенный на Mercedes.
Вообще же, помимо первой победы в карьере Росберга Гран-при Китая 2012 года запомнится именно ошибками механиков на пит-лейне. Во многом именно они и помогли победить Нико. Хотя хороший задел для своего успеха он создал еще в субботу, когда одержал верх над всеми остальными в квалификации.
Второй результат, к слову, показал пилот McLaren Льюис Хэмилтон. Однако замена коробки передач на болиде британца автоматически переместила его на седьмое место, после чего первый ряд заняли пилоты Мерседеса, а на третьем месте оказался японский представитель уже упоминавшейся команды Sauber – Камуи Кобаяси. А вот Себастьян Феттель – кто бы мог подумать о таком еще совсем недавно?! – не прошел в финальную часть квалификации и занял одиннадцатое место на старте!
Что же до будущего победителя, то он и на старте гонки подтвердил свой талант, удержав лидерство. Кобаяси же наоборот откатился – на седьмое место. А вот дуэту британцев-чемпионов из McLaren старт удался – Баттон вышел на третье, а Хэмилтон – на пятое место.
На седьмом круге гонки первым посетил пит-лейн Марк Уэббер. И даже несмотря на то, что он получил более жесткие шины и вернулся на трассу двадцатым, скорости он вовсе даже не утратил, а лишь ускорился. Следует, правда, отметить, что то ли австралийцу просто повезло, то ли имел место точный расчет команды, но ему в этом здорово помогло отсутствие перед ним трафика.
Вскоре началась первая волна пит-стопов, после которой Росберг вновь вышел в лидеры. К двадцатому кругу следом за ним шли два МакЛарена – на второе место к тому моменту вышел Баттон, а, соответственно, на третье – Хэмилтон. Они оба поддерживали высокий темп, а Баттон и вовсе начал приближаться к Росбергу. А комплект шин, который немец получил после своего второго посещения пит-лейна на тридцать пятом круге, ему предстояло использовать до финиша, при том, что на трассу он вернулся на втором месте – позади возглавившего гонку Баттона.
Последнего, впрочем, ждал третий пит-стоп. Теоретически, на свежей резине, которую чемпион 2009 года получил, заехав в боксы на сороковом круге, он вполне мог бы и догнать лидера гонки, которым вновь стал Росберг. Но на практике заминка одного из механиков привела к тому, что левое заднее колесо к болиду британца пришлось прикручивать дважды – драгоценные секунды в этот момент были безвозвратно утеряны.
После того, как Баттон покинул пит-лейн, он оказался в плотном трафике, который собрал за собой терявший из-за изношенной резины скорость Кими Райкконен, занимавший в тот момент второе место. В этой же группе находился и Феттель, также изо всех сил желавший объехать финна. В итоге ему это удалось, в том числе и благодаря тому, что резина на болиде чемпиона 2007 года умерла окончательно – Райкконен пропустил не только действующего чемпиона, но и в числе прочих того же Баттона. Сам же Кими провалился на четырнадцатое место.
Чуть позже изношенные шины подвели и Феттеля – двукратный чемпион ошибся и пропустил сначала Баттона, а позже Хэмилтона и своего напарника Уэббера. Росберг же к тому моменту уже очень далеко – более чем на 22 секунды – отъехал от остального пелотона и даже несмотря на свою по-прежнему неплохую скорость Баттон не смог его догнать. В итоге Дженсон занял второе место, а Льюис Хэмилтон – третье. Уэббер и Феттель стали четвертым и пятым соответственно, шестое место, набрав первые очки, занял французский напарник Райкконена по Лотусу Ромен Грожан, седьмое и восьмое места заняли представители Williams – соответственно, Бруно Сенна и Пастор Мальдонадо, Фернандо Алонсо пришел к финишу лишь девятым, а замкнул первую десятку Камуи Кобаяси. Россиянин Виталий Петров финишировал восемнадцатым.
McLaren имеет полное право записать китайский этап себе в актив. Пусть досадный человеческий фактор и не позволил Баттону побороться за победу, но свои позиции коллектив улучшил в обоих зачетах. Личный, например, возглавляет теперь Льюис Хэмилтон, имеющий 45 очков. Совсем близко и Баттон – у него второе место и 43 очка. Алонсо с 37 очками опустился на третье место. Уэббер на четвертом месте, а Феттель – на пятом: у них, соответственно, 36 и 28 очков. А на шестое место вышел Росберг, у которого после его победы в Китае стало 25 очков. Серхио Перес после этого сместился на две позиции вниз – на седьмую строчку: у него по-прежнему 22 очка.
Все так же возглавляет McLaren и кубок конструкторов – 88 очков против 64 у находящегося на втором месте Red Bull, и 37 очков у Ferrari, по-прежнему занимающей третье место.
Что же до позитивных тенденций, с упоминания которых был начат этот обзор, то в Шанхае они подтвердились тем, что в первых трех Гран-при нынешнего Формулы-1 победили три разных гонщика. Кто будет следующим, мы узнаем уже в ближайшие выходные – четвертый этап Королевы автоспорта – Гран-при Бахрейна, несмотря на сохраняющуюся в этой стране политическую нестабильность, пройдет 20 – 22 апреля. Примет его трасса Сахир в столице государства – Манаме.
Третий этап, Гран При Китая, гонка, 56 кругов |
|||
Поз. |
Гонщик |
Команда |
Результат (причина схода) |
1 |
Нико Росберг |
Mercedes |
1:36.26,929 |
2 |
Дженсон Баттон |
McLaren |
+ 20,626 |
3 |
Льюис Хэмилтон |
McLaren |
+ 26,012 |
4 |
Марк Уэббер |
Red Bull |
+ 27,924 |
5 |
Себастьян Феттель |
Red Bull |
+ 30,483 |
6 |
Ромен Грожан |
Lotus |
+ 31,491 |
7 |
Бруно Сенна |
Williams |
+ 34,597 |
8 |
Пастор Мальдонадо |
Williams |
+ 35,643 |
9 |
Фернандо Алонсо |
Ferrari |
+ 37,256 |
10 |
Камуи Кобаяси |
Sauber |
+ 38,720 |
11 |
Серхио Перес |
Sauber |
+ 41,066 |
12 |
Пол ди Реста |
Force India |
+ 42,273 |
13 |
Фелипе Масса |
Ferrari |
+ 42,779 |
14 |
Кими Райкконен |
Lotus |
+ 50,573 |
15 |
Нико Хюлькенберг |
Force India |
+ 51,213 |
16 |
Жан-Эрик Вернь |
Toro Rosso |
+ 51,756 |
17 |
Даниэль Риккиардо |
Toro Rosso |
+ 1.03,156 |
18 |
Виталий Петров |
Caterham |
+ 1 круг |
19 |
Тимо Глок |
Marussia |
+ 1 круг |
20 |
Шарль Пик |
Marussia |
+ 1 круг |
21 |
Педро де ла Роса |
HRT |
+ 1 круг |
22 |
Нараин Картикеян |
HRT |
+ 2 круга |
23 |
Хейкки Ковалайнен |
Caterham |
+ 3 круга |
- |
Михаэль Шумахер |
Mercedes |
(крепление колеса) |
Положение в чемпионате после третьего этапа Личный зачет |
|||
Поз. |
Гонщик |
Команда |
Очки |
1 |
Льюис Хэмилтон |
Vodafone McLaren Mercedes |
45 |
2 |
Дженсон Баттон |
Vodafone McLaren Mercedes |
43 |
3 |
Фернандо Алонсо |
Scuderia Ferrari |
37 |
4 |
Марк Уэббер |
Red Bull Racing |
36 |
5 |
Себастьян Феттель |
Red Bull Racing |
28 |
6 |
Нико Росберг |
Mercedes AMG Petronas F1 Team |
25 |
7 |
Серхио Перес |
Sauber F1 Team |
22 |
8 |
Кими Райкконен |
Lotus F1 Team |
16 |
9 |
Бруно Сенна |
Williams F1 Team |
14 |
10 |
Камуи Кобаяси |
Sauber F1 Team |
9 |
11 |
Ромен Грожан |
Lotus F1 Team |
8 |
12 |
Пол ди Реста |
Sahara Force India F1 Team |
7 |
13 |
Жан-Эрик Вернь |
Scuderia Toro Rosso |
4 |
14 |
Пастор Мальдонадо |
Williams F1 Team |
4 |
15 |
Даниэль Риккиардо |
Scuderia Toro Rosso |
2 |
16 |
Нико Хюлькенберг |
Sahara Force India F1 Team |
2 |
17 |
Михаэль Шумахер |
Mercedes AMG Petronas F1 Team |
1 |
18 |
Фелипе Масса |
Scuderia Ferrari |
0 |
19 |
Тимо Глок |
Marussia F1 Team |
0 |
20 |
Шарль Пик |
Marussia F1 Team |
0 |
21 |
Виталий Петров |
Caterham F1 Team |
0 |
22 |
Хейкки Ковалайнен |
Caterham F1 Team |
0 |
23 |
Педро де ла Роса |
HRT F1 Team |
0 |
24 |
Нараин Картикеян |
HRT F1 Team |
0 |
Кубок конструкторов |
|||
Поз. |
Команда |
Очки |
|
1 |
Vodafone McLaren Mercedes |
88 |
|
2 |
Red Bull Racing |
64 |
|
3 |
Scuderia Ferrari |
37 |
|
4 |
Sauber F1 Team |
31 |
|
5 |
Mercedes AMG Petronas Formula 1 Team |
26 |
|
6 |
Lotus F1 Team |
24 |
|
7 |
Williams F1 Team |
18 |
|
8 |
Sahara Force India F1 Team |
9 |
|
9 |
Scuderia Toro Rosso |
6 |
|
10 |
Marussia F1 Team |
0 |
|
11 |
Caterham F1 Team |
0 |
|
12 |
HRT F1 Team |
0 |
Официальный сайт чемпионата: http://www.formula1.com.
Если Формула-1 на радость зрителям и пишущей братии становится непредсказуемой, то в главном кузовном первенстве планеты – чемпионате мира в классе Туринг (WTCC), судя по всему, повторяется прошлогодняя ситуация – тотальное доминирование единственной заводской команды, коей является Chevrolet. Выступление всех прочих гонщиков на фоне троицы на бирюзовых седанах Cruze выглядят бледно.
Не стал исключением и третий этап серии, прошедший на городской трассе в марокканском Маракеше. По итогам обеих гонок подиум был окрашен в цвета Chevrolet, менялся лишь порядок, в котором ее гонщики занимали места.
А для команды Lukoil Racing Team марокканский этап и вовсе начался с расстройства – после квалификации оказалось, что Seat Leon итальянца Габриэле Тарквини весит меньше минимально допустимых для него 1 183 кг. Сначала речь шла едва ли не о дисквалификации гонщика, однако стартовать в гонках ему было позволено, но – с последнего ряда. В итоге в первом заезде чемпион 2009 года занял одиннадцатое место, а во втором и вовсе сошел из-за сломанной подвески. Его российский напарник Алексей Дудукало занял в первой гонке шестнадцатое, а во второй – одиннадцатое место.
Победу же в первой гонке швейцарцу Алену Меню практически гарантировал поул, который он завоевал по итогам субботней квалификации. Поскольку этап проходил на городской трассе, где обгонять сложно, то перед Меню задача состояла лишь в том, чтобы не допустить ошибок на старте. Он и не допустил, уверенно начав отрываться от конкурентов уже с момента старта. А вот голландец Том Коронель на своем BMW 320 TC не смог удержать четвертое место и уступил его испанцу Пепе Ориоле, выступающему на Seat Leon WTCC.
А вот британцу Джеймсу Нэшу повезло еще меньше – уже на первом круге он разбил свой Ford Focus S2000 TC, для безопасной эвакуации которого на трассу выехал автомобиль безопасности. Он водил за собой пелотон на протяжении всего одного круга, но когда покинул трассу, то буквально сразу же в четвертом повороте в стену въехал испанец Исаак Тутумлу. Продолжить движение его BMW 320 TC уже не смог, но эвакуировали его быстро – сэфети-кару не пришлось выезжать снова.
На четвертом круге гонки произошел второй из обгонов. В борьбе за пятое место Том Чилтон одержал верх над Стефано Д’Асте – Ford Focus S2000 TC британского гонщика оказался быстрее чем BMW 320 TC итальянца. А кругом позже произошла очередная потеря среди участников заезда – на Сеате португальца Тьягу Монтейру сломалась коробка передач, после чего он покинул трассу, заехав в боксы.
Ближе к концу первого заезда произошла еще пара обгонов. На десятом круге Д’Асте вернул себе пятое место, забрав его у того же Чилтона, а на одиннадцатом англичанина обошел и немецкий ветеран на BMW 320 TC Франц Энгштлер. Чуть позже на том же круге на восьмое место, отняв его у Норберта Михелиса, вышел Коронель.
Победу, как уже было сказано, одержал Ален Меню. Второе место занял Роберт Хафф, а третье – Иван Мюллер.
Первое место на стартовой решетке второй гонки в этот раз занял Том Чилтон. После старта позицию удержать ему удалось, однако трое пилотов Chevrolet уже прорывалась сквозь пелотон. На первом же круге Мюллер, Хафф и Меню опередили шедшего на шестом месте Алекса МакДауэлла, выступающего на Chevrolet Cruze 1.6T частной команды bamboo-engineering, спустя еще круг отняли сначала у Д’Асте его пятое место, а еще кругом позже разом опередили Монтейру и Коронеля, которые занимали, соответственно, четвертое и третье места.
Чилтон к этому моменту уже успел откатиться в хвост пелотона, причиной чего стала неисправность двигателя его автомобиля, а на восьмом круге и вовсе покинул заезд. Возглавлял же его Джеймс Нэш, а второе место занимал Франц Энгштлер. Однако продолжалось это недолго: немец сначала уступил свою позицию Мюллеру, а затем и Хаффу, причем произошло это все на одном и том же – четвертом – круге. Еще круг спустя ту же процедуру француз с британцем проделали и в отношении Нэша, после чего Мюллер вышел в лидеры.
На шестом круге Нэш утратил и третье место, в борьбе за которое его обошел Меню. А Том Коронель, тем временем, отнял у Франца Энгштлера пятую позицию. Но и на шестой немец пребывал всего один круг, после чего откатился на восьмую, пропустив вперед еще и Стефано Д’Асте с Пепе Ориолой.
Тройка же призеров второй гонки третьего этапа WTCC (World Touring Car Championship) выглядела следующим образом: первое место досталось Мюллеру, второе – снова Хаффу, а третье – Меню. Навязать серьезную борьбу этому трио пока не в состоянии никто.
По итогам всего третьего этапа мирового Туринга свое лидерство упрочил Иван Мюллер, имеющий на данный момент 130 очков. Ален Меню по-прежнему занимает второе место и теперь имеет 106 очков, а вот на третье вышел Роберт Хафф, имеющий 97 очков и сместивший на четвертое место Тома Коронеля с его 77 очками.
Изменений в зачете производителей нет. Там, как и раньше, представлены лишь три марки (Ford в этом сезоне очков не получает) из которых лидирует с 268 очками Chevrolet. Второе место и 161 очко у BMW, а третье занимает Seat, имеющий 144 очка.
Впрочем, четвертый этап WTCC пройдет 28 – 29 апреля на трассе близ столицы Словакии Братиславы, дебютирующей в календаре чемпионата, а, следовательно, его результаты предсказать уже сложнее.
WTCC, третий этап, Марракеш, 1-я гонка, 12 кругов |
|||
Поз. |
Гонщик |
Автомобиль |
Результат |
1 |
Ален Меню |
Chevrolet Cruze 1.6T |
22.28,931 |
2 |
Роберт Хафф |
Chevrolet Cruze 1.6T |
+ 1,074 |
3 |
Иван Мюллер |
Chevrolet Cruze 1.6T |
+ 1,554 |
4 |
Пепе Ориола |
Seat Leon WTCC |
+ 2,268 |
5 |
Стефано Д’Асте |
BMW 320 TC |
+ 5,713 |
6 |
Франц Энгштлер |
BMW 320 TC |
+ 8,075 |
7 |
Том Чилтон |
Ford Focus S2000 TC |
+ 9,290 |
8 |
Том Коронель |
BMW 320 TC |
+ 16,069 |
9 |
Норберт Михелис |
BMW 320 TC |
+ 17,696 |
10 |
Дэррил О’Янг |
Seat Leon WTCC |
+ 19,284 |
11 |
Габриэле Тарквини |
Seat Leon WTCC |
+ 26,413 |
12 |
Алекс МакДауэлл |
Chevrolet Cruze 1.6T |
+ 38,647 |
13 |
Андреа Барлези |
SR Leon 1.6T |
+ 44,139 |
14 |
Том Бордмен |
Seat Leon TDI |
+ 48,598 |
15 |
Альберто Черкуи |
BMW 320 TC |
+ 50,097 |
16 |
Алексей Дудукало |
Seat Leon WTCC |
+ 50,377 |
17 |
Паскуале ди Сабатино |
BMW 320 TC |
+ 1 круг |
- |
Тьягу Монтейру |
SR Leon 1.6T |
Не классиф. |
- |
Чарльз Нг |
BMW 320 TC |
Не классиф. |
- |
Исаак Тутумлу |
BMW 320 TC |
Не классиф. |
- |
Меди Беннани |
BMW 320 TC |
Не классиф. |
- |
Джеймс Нэш |
Ford Focus S2000 TC |
Не классиф. |
WTCC, третий этап, Марракеш, 2-я гонка, 11 кругов |
|||
1 |
Иван Мюллер |
Chevrolet Cruze 1.6T |
19.36,836 |
2 |
Роберт Хафф |
Chevrolet Cruze 1.6T |
+ 0,381 |
3 |
Ален Меню |
Chevrolet Cruze 1.6T |
+ 0,970 |
4 |
Том Коронель |
BMW 320 TC |
+ 2,153 |
5 |
Стефано Д’Асте |
BMW 320 TC |
+ 2,641 |
6 |
Джеймс Нэш |
Ford Focus S2000 TC |
+ 5,052 |
7 |
Пепе Ориола |
Seat Leon WTCC |
+ 5,589 |
8 |
Франц Энгштлер |
BMW 320 TC |
+ 5,610 |
9 |
Тьягу Монтейру |
SR Leon 1.6T |
+ 7,374 |
10 |
Дэррил О’Янг |
Seat Leon WTCC |
+ 12,861 |
11 |
Алексей Дудукало |
Seat Leon WTCC |
+ 13,587 |
12 |
Меди Беннани |
BMW 320 TC |
+ 18,629 |
13 |
Чарльз Нг |
BMW 320 TC |
+ 29,173 |
14 |
Андреа Барлези |
SR Leon 1.6T |
+ 31,619 |
15 |
Паскуале ди Сабатино |
Chevrolet Cruze 1.6T |
+ 44,273 |
16 |
Том Чилтон |
Ford Focus S2000 TC |
+ 3 круга |
- |
Норберт Михелис |
BMW 320 TC |
Не классиф. |
- |
Альберто Черкуи |
BMW 320 TC |
Не классиф. |
- |
Алекс МакДауэлл |
Chevrolet Cruze 1.6T |
Не классиф. |
- |
Габриэле Тарквини |
Seat Leon WTCC |
Не классиф. |
Положение в чемпионате после третьего этапа Личный зачет |
||
Поз. |
Гонщик |
Очки |
1 |
Иван Мюллер |
130 |
2 |
Ален Меню |
106 |
3 |
Роберт Хафф |
97 |
4 |
Том Коронель |
77 |
5 |
Стефано Д’Асте |
45 |
6 |
Габриэле Тарквини |
44 |
7 |
Пепе Ориола |
43 |
8 |
Франц Энгштлер |
34 |
9 |
Норберт Михелис |
26 |
10 |
Рикард Райделл |
14 |
11 |
Алекс МакДауэлл |
10 |
12 |
Джеймс Нэш |
8 |
13 |
Том Чилтон |
6 |
14 |
Тьягу Монтейру |
4 |
15 |
Альберто Черкуи |
3 |
16 |
Дэррил О’Янг |
3 |
17 |
Меди Беннани |
1 |
Зачет производителей |
||
Поз. |
Производитель |
Очки |
1 |
Chevrolet |
268 |
2 |
BMW Customer Racing Teams |
161 |
3 |
Seat Customer Racing |
144 |
Официальный сайт чемпионата: http://www.fiawtcc.com.