«Как источник развития дорожной сети в республике введение платы предусматривается», – сказал он, уточнив при этом, что обсуждается введение платы за проезд по автодорогам, реконструированным по параметрам первой категории. Так, например, взимание платы за проезд по участку дороги Пуховичи – Бобруйск рассматривается как источник возврата белорусской стороной заемных средств Всемирному Банку, совместно с которым данный проект реализуется.
«Мы прорабатываем с инвесторами вопрос об общереспубликанской системе, централизованной системе сбора платы за проезд, с единым оператором по сбору», – поделился планами Александр Головнев. По его словам, система сбора будет основываться не на шлагбаумах, а на электронных датчиках, которые будут устанавливаться на автомобилях и с которых при проезде под специальными воротами будут считываться данные о пройденном километраже.
Не ясно пока, правда, с каких автомобилей будет взиматься плата за проезд. Начальник управления содержания дорожной сети «Белавтодора» уточнил, что в настоящее время обсуждается, водители каких легковых автомобилей должны будут платить и напомнил также, что за проезд по единственной пока платной дороге в Беларуси – М1 – платят владельцы автомобилей с иностранными номерами, кроме российских и казахских.
В настоящее время, как сообщил Александр Головнев, с производителями автоматизированных систем ведутся переговоры. Обсуждается также возможность реализации проекта за счет инвестора, без привлечения бюджетных ресурсов. В этом случае затраты будут компенсироваться за счет отчисления инвестору определенного процента от взимаемой за проезд платы. А система платы за проезд по M1 (хотя 23 проезжающих по ней автомобилей фактически освобождены от платы за проезд) себя оправдывает, считает Александр Головнев, так как сборов поступает больше, чем затрачивается на содержание дороги.