Уставшие, но счастливые, так в двух словах можно было бы охарактеризовать состояние членов команды, когда они покидали зону таможенного контроля аэропорта. Без малого месяц они отстаивали честь нашей страны на главном ралли-рейде планеты. А после весьма успешного выступления на нем им, наверное, вдвойне приятно было оказаться в объятиях родных и близких – первых лиц своего фан-клуба.
И хотя представители СМИ поначалу лишь наблюдали за происходящим, не желая мешать всеобще радости, не забыли и о них. На вопросы журналистов ответили пилот Александр Василевский, а также штурман и глава команды Валерий Козловский. Последний, кстати, отпраздновал в день прилета свой День Рождения. Поздравляем!
Александр Василевский (пилот экипажа № 545): «Гонка была очень сложная. «Дакар» невозможно сравнить ни с одной гонкой, в которых мы участвовали до этого. Работали с 6 утра до 12 ночи, проезжали 800 – 900 километров в сутки. Машина нас не подвела. Мелкие поломки были, но на такой трассе без этого никак. Признаться, в некоторых моментах было по-настоящему страшно, когда «прыгали» по практически вертикальным дюнам высотой в полкилометра. Думаю, можно было бы побороться за более высокое место, но не хватило опыта. Чтобы в следующем году выступить успешнее, надо еще довести машину до ума и конечно больше тренировок».
– Какой придерживались тактики?
– В начале гонки у нас была тактика держаться вместе двумя экипажами. После схода Полищука у нас изменилась тактика, к тому же мы вкатились в гонку и поехали немного быстрее. Задача была финишировать. Машина нас не подвела, были мелкие проблемы, но они у всех возникают, ничего серьезного не было. Я надеюсь, что свою задачу выполнил успешно!
– Можно ли сравнить Дакар с какой-нибудь гонкой?
– «Дакар» не похож ни на одну гонку, в которых мы участвовали. Дакар даже очень сильно отличается от «Шелкового пути». Совсем другие трассы и условия.
– Приветствуется на трассе взаимопомощь?
– Когда у нас были проблемы, мы буксовали в дюнах, то нам помогали другие участники. Если мы видели экипажей попавших в беду, то также приходили на помощь. Никто не заставляет оказывать помощь, все на усмотрение спортсменов.
– Самый экстремальный момент гонки?
– Когда мы доезжали трассу ночью, мы встали, как говориться на «свечу». Самое сложное для нас было ночное движение по трассе, да еще в горах.
– Как оценили выступление представители КамАЗа?
– КамАЗовцы высоко оценили наше выступление. Ведь, когда они начинали спортивную карьеру, команда не с первого года взяли пьедестал.
– На одном из этапов, под конец гонки, у вас был спад, что произошло?
– На одном из этапов прошла песчаная буря, из-за плохой видимости мы немного заблудились, но там многие блудили. Сложный был день.
– По итогам гонки уже видны те моменты, над которыми нужно поработать для улучшения результата?
– Нужно доводить машину до ума. Сейчас уже имеем хороший автомобиль, но доработки все же нужны! Нужны тренировки, как для пилотов, так и для всей команды. Вот тогда уже можно будет рассчитывать на результаты.
– После схода Полющика по какому маршруту экипаж доезжал к Лиме, по боевому или ассистенса?
– После схода экипаж поехал вместе с нашими техничками и естественно не по спортивному маршруту, а по маршруту ассистенса.
– Какие из препятствий представляли самую большую сложность?
– Сложностей хватало, как вспомнишь дюны, когда полтора километра поднимаешься вверх, а затем полкилометра спускаешься почти под прямым углом – страшно становится. Сложно пришлось в горах, проколоть колесо там очень просто. Песок также не просто проходить.
– Гонка проходила по территориям трех стран. Отличались условия трасс?
– В Аргентине в основном были сложные пески. В Чили на половину пески и горы, а в Перу больше всего было высоких гор и скал.
– С местным населением как-нибудь удавалось общаться?
– Мы их не понимаем, они нас тоже не понимали (смеется). Нет, не общались.
– Руководство завода оценило результат? Ждет ли вас денежное вознаграждение?
– Пока не знаем. Все вопросы будем решать в понедельник.
– Где сейчас гоночные машины?
– Вся техника сейчас на пароме и плывет в Европу. Дней через 20 должна быть уже в Минске.
– Где Вы будете тренироваться? Планируется ли участие в серии «Дакар»?
– Нас приглашают в Узбекистан, Казахстан, у нас же в Беларуси нет подобных песков. Собираемся потренироваться и в гонках серии Дакар. Не знаю, получиться ли, но возможно поучаствуем в гонках на территории Морокко. КАМАЗ там постоянно тренируется.
– Есть ли желание поехать в следующем году на «Дакар»?
– Конечно! (смеется) Будем готовиться к новому Дакару.
Валерий Козловский (штурман экипажа № 545 и глава команды): «Я считаю, мы показали достойный результат. Для нас это своего рода победа. Мы набрались опыта, повысили свою тактическую и техническую грамотность. Теперь при определенных корректировках через год, полтора, я надеюсь, мы сможем побороться за призовые места. Будем к этому стремиться. Поучаствовав в Дакаре сделали вывод, причем не только мы, но и наши потенциальные соперники, что техника МАЗа может не только финишировать, а финишировать результативно. Я считаю, что 31 место – это очень неплохо, эта победа для всех нас, кто стремился попасть на этот ралли-рейд. Мы получили огромный опыт участия в сложных условиях экстремального бездорожья. Теперь задача всей команды, начиная от механиков, конструкторов и заканчивая руководством учесть все моменты, которые связаны с доработкой автомобиля. Также нужно построить тактическую и стратегическую линию дальнейшего участия в соревнованиях. В общем-то наша задача и желание двигаться вперед и занимать новые высоты и представлять нашу страну на ралли-рейдах. Я бы хотел сделать боевую быструю техничку, это упрощает прохождение трассы боевым автомобилям. Ведь в такой ситуации экипаж будет уверен, что в случае проблем он получит быструю помощь! Сейчас у нас не было быстрой технички поэтому мы старались держаться вместе. Иногда мы менялись местами. В принципе две машины шли в связке, хотя как показала практика, когда легла вторая машина на бок, мы потратили 4 часа времени, но так и не смогли помочь».
– Расскажите, как поднимали автомобиль Полищука?
– Была попытка использовать вертолет, причем это была инициатива пилота вертолета медицинской поддержки, но не хватило троса, чтобы зацепить за грузовик, поэтому он улетел, аргументировав тем, что возьмет дополнительный трос. В полете он связался с центром, регулирующим перелеты, и получил запрет на участие в спасательных работах. Это было сделано в целях безопасности. Ведь безопасность – это прежде всего. Ребятам пришлось просидеть в песках почти сутки, дожидаясь помощи, так называемый «подметальщик» – это полноприводный автомобиль с необходимым на борту оборудованием и специалистами, которые очень четко представляют, как ставить машину в таких ситуациях на колеса. Условия были очень тяжелые. Температура под 40 градусов, вода как кипяток. Машину удалось поднять ближе к ночи, но уже поступил запрет на движение в бивуак. Даже тогда мы еще не потеряли надежду, что машина вернется в бой. Но в итоге, машину не допустили к гонке из-за поврежденного каркаса безопасности.
– Тяжело было привыкнуть к другому климату, к перепадам температур?
– Проблем с акклиматизацией не было, все чувствовали себя хорошо. К часовому поясу привыкли еще до гонки во время проверок. В течение гонки было жарко, хотелось пить, но команда была готова к таким условиям.
– Были трудности прохождения перевалов на высоте 4 500 метров?
– Да, когда высотомер зашкалил за 4 500 метров над уровнем моря, то в автомобилях пропадала мощность и значительно увеличивался расход топлива. Мы проехали эти отрезки трассы в принципе нормально.
– Много выявили больных мест в автомобилях?
– Были обнаружены проблемы и сейчас есть над чем поработать нашим конструкторам и механикам. Если машина не имеет хорошую развесовку и к тому же тяжелая, то есть вопросы по проходимости, а, следовательно, и по скорости! Поэтому одна из главных задач, это уменьшение веса и улучшение развесовки.
– Привыкли к пескам?
– Как сказать, их такое разнообразие, что привыкнуть за гонку очень сложно. Каждый этап отличался своей сложностью, своим набором природных и климатических препятствий. Были у нас проблемы на песках, с которыми мы еще не встречались, разувалась резина.
– Красивые пейзажи не отвлекали?
– Было очень красиво, очень хотелось поднять глаза и полюбоваться пейзажами. Но пилот смотрит на колею, а штурман в роудбук. Мы смотрели на те красоты, по которым ездили, когда приезжали на бивуак в информационном центре, где было ежедневно организовано телевидение – съемки с вертолетов, профессиональных репортеров.
– Какие планы?
– В 2012 году команда «МАЗ-СПОРТавто» планирует принять участие в двух этапах чемпионата России по ралли-рейдам, а также в гонке Серии Дакар «Шелковый путь».
– Можно ли гарантировать выступление МАЗа в следующем году на «Дакаре»?
– Да, на сегодняшний момент я не вижу проблем участия нашей команды на ралли-марафоне «Дакар-2013». Выступать планируем двумя боевыми экипажами и быстрой техничкой, то есть на гоночной трассе будет три автомобиля. Причем в роли быстрой технички планируем использовать боевую машину, на которой выступал наш экипаж. Конечно, если позволит ресурс создать третью гоночную машину.
Самый же главный итог прошедшего Дакара-2012 для команды Минского автозавода в том, что соревнование, несмотря на все его трудности и испытания понравилось. Парни, по признанию одного из них, «подсели» на Дакар. А значит и серьезные успехи не за горами.
Разумеется, все члены коллектива здорово устали, а потому большая пресс-конференция с их участием впереди. Причем не исключено, что заодно журналисты познакомятся и с техникой, которая привезла наших соотечественников к финишу Дакара-2012. Ждем с нетерпением!
Фото автора.