Не встретиться с прославленным отечественным кастомайзером было бы с моей стороны верхом непрофессионализма. Уже хотя бы потому, что одна из работ Юрия – мотоцикл под названием «The Machine» на Чемпионате Мира по кастомайзингу в Стерджисе в прошлом году занял первое место в классе метрических байков, то есть тех, на которых используются неамериканские моторы и третье место в абсолютном зачете. На этом незаурядном аппарате использован оригинальный четырехцилиндровый оппозитный двигатель, составленный из двух моторов К-750, являющийся, пожалуй, центром всей композиции. Чертовски приятно осознавать, что это автор этого инженерного чуда – наш соотечественник!
Понятное дело, одним только «The Machine» заслуги Шифа перед родиной не исчерпываются. Из ворот его мастерской выехало довольно много того, что у меня язык не повернется назвать просто мотоциклом, потому что это настоящие произведения искусства. А кто еще может о них рассказать, как не их создатель?
Правда сам Юрий начал нашу беседу с того, что правильнее следует говорить, что в Беларуси есть творческий коллектив, которым он руководит.
Костяк коллектива – механики из автоспорта, а именно из картинга. А профессионально заняться сборкой эксклюзивных мотоциклов на заказ их побудило появление спроса на подобный продукт. Другим критерием успеха стало то, что объединяет все байки мастерской Юрия Шифа – их высокое качество.
Вдохновение Юрий Шиф и его люди черпают из истории вообще и из истории техники в частности. Впрочем, он добавил, что и любовь также входит в этот список.
Своим ориентиром в кастомайзинге Шиф считает Арлена Несса. Разумеется, в своих работах он не стремится ему подражать, ведь суть этого вида мотоциклостроения – работа на заказ. А потому каждый байк, покидающий ворота мастерской Юрия, как, в общем-то, и любого другого кастомайзера в любой точке мира, на сто процентов индивидуален, уникален и эксклюзивен.
Перед своей встречей с Юрием я пытался поставить себя на его место. И пришел к выводу, что после постройки любого из этих уникальных байков мне было бы крайне тяжело с ним расстаться, будь он хоть трижды оплачен заказчиком. Но сам мастер говорит, что его такие чувства никогда не посещали. Раз мотоцикл создается для конкретного человека – значит, он принадлежит только ему. В этой связи он также волен принимать активное участие в создании байка, от себя вносить в проект какие-то изменения. Ведь любой кастом является продолжением своего владельца, отражает его внутренний мир, черты характера.
Хотя присутствуют в портфолио Шифа и мотоциклы, относящиеся к мейнстриму. Таким, в частности, является «Серебряный Аист» (SilverStork). Появление этого байка заставило иностранных коллег Юрия воспринимать его деятельность всерьез. Ведь хоть и выполнен он в духе своего времени, но создала его команда профессионалов, а потому ему присущи все лучшие качества.
Серебряного Аиста можно, пожалуй, назвать одной из первых ступеней лестницы, которая привела Юрия Шифа к столь серьезному признанию, которое в прошлом году получил уже упомянутый его проект «The Machine». Ведь, как говорит он сам, право на успех надо заслужить. Чтобы стать Чемпионом мира по бегу, надо, чтобы тебе разрешили им стать. Та же ситуация и с кастом-байк-билдингом – Юрию Шифу пришлось заслужить право стать чемпионом в этом деле.
Помимо Аиста, одной из знаковых своих работ Юрий считает мотоцикл-трибьют, посвященный легендарной российской рок-группе «Машина времени» – практически «тезка» музыкального коллектива «Time Machine». При этом сам создатель этого оригинального и уникального аппарата считает его недооцененным. Хотя лично я абсолютно объективно готов поставить его в один ряд с лучшими работами коллектива Шифа, да и кастомайзеров всего мира.
Еще одно «музыкальное произведение» мастерской – мотоцикл под названием Виктор Цой, который был задуман даже раньше, чем «Time Machine». По словам Юрия, в этот байк он вложил очень много личного. Создание его затянулось на сравнительно долгое время в связи с необходимостью осознать масштаб личности, которой он посвящен, проникнуться духом творчества великого певца и музыканта. Думаю, будь Виктор Робертович сейчас жив, именно он стал бы наездником этого действительно незаурядного мотоцикла.
Одним из критериев личной оценки своей работы для Юрия Шифа является тот факт, что ему не стыдно за то, что он делает. А мы будем гордиться тем, что такие люди живут и работают рядом с нами.