Российские клиенты не прочь купить новую машину и в автосалоне. Но не все дилеры спешат заключать договор купли-продажи с иностранцем: в некоторых случаях продажа машины в Россию – прямое нарушение дилерского контракта. В соглашениях между импортерами и автопроизводителями обычно есть пункт о том, что продажи автомобилей осуществляются в рамках рыночной ответственности, очерченной границей Беларуси (либо сопредельных стран, если импортер общий на регион).
Любой факт, подтверждающий продажу машин за пределы подотчетной территории, может повлечь санкции от автопроизводителя, вплоть до расторжения контракта с дилером. Представитель российского импортера, изучив VIN-код автомобиля, заехавшего на плановое сервисное обслуживание, моментально выяснит, что он приобретен в другой стране. Конечно, единичные факты никого не побеспокоят – в конце концов, на то и нужна панъевропейская гарантия, которой так гордятся именитые бренды. Но в случае систематического нарушения белорусскими дилерами «своей» территории завод-производитель может получить жалобу на недобросовестную конкуренцию.
Кроме того, прошлогодние «антикризисные» скидки на автомобили во многих случаях стали возможны благодаря тому, что белорусским импортерам удалось добиться у производителей «особых условий». Попытка заработать на иностранных клиентах может обернуться потерей налаженных контактов – пользуясь ситуацией, российские импортеры могут потребовать у производителя поднять цены для белорусского рынка, чтобы уравнять условия.
Объемных продаж из наших автосалонов в Россию нет, но не только из-за боязни импортеров. Российские чиновники до сих пор не выработали общей позиции относительно оформления автомобилей из Беларуси. Судя по отзывам российских покупателей, регламенты растаможки белорусских машин и получение на них паспорта транспортного средства (ПТС) доведены не до всех регионов России. В Смоленске оформление новых и подержанных автомобилей идет свободно. В Москве, Санкт-Петербурге, Калуге с выдачей ПТС тянут несколько месяцев. Поэтому перечень документов, которыми должен обладать российский покупатель, так до конца и не определен, передает "Ежедневник".
«Новости появляются каждую неделю, – пояснил руководитель крупной компании по продаже автомобилей, попросивший скрыть его имя. – В Москве зависла партия подержанных машин, при регистрации которых потребовались некие дополнительные документы. Складывается впечатление, что московские чиновники хотят взяток: тянется долгая переписка с таможенными органами Беларуси, чем она закончится – не известно. Белорусские таможенники утверждают, будто проблем быть не должно, российские говорят о неких сложностях. Зато, пользуясь относительной свободой растаможки, смоляне создают схемы поставки наших автомобилей в Москву»