Восстановлению подвергаются множество компонентов автомобиля: генераторы, стартеры, рулевые рейки, бензонасосы, ШРУСы, диски и корзины сцепления, тормозные суппорты, кондиционеры, пневматические тормоза, топливные насосы, помпы систем охлаждения, детали подвески и рулевого управления и многое другое.
Тем не менее, существует ряд заблуждений, касающихся этой деятельности. Мнения различны и противоречивы. Нет четкого понимания и каких -либо договоренностей среди участников рынка, какие запчасти называть восстановленными, а какие — отремонтированными (псевдовостановленными). Грань между этими понятиями достаточно размыта в сознании потребителей, а зачастую, не без корыстных целей, одно подменяют другим.
По вышеперечисленным причинам, одно из распространенных заблуждений по поводу восстановления сводится к тому, что заниматься восстановлением запчастей — это абсолютно нерентабельно и нецелесообразно. Купить вполне хорошие турецкие (китайские) запчасти проще и дешевле, чем восстановить деталь, да и по качеству они не уступают восстановленным. Подобный настрой — не редкость: участники авторемонтного бизнеса (зачастую субъективно) не питают доверия к восстановленным запчастям. Производители же новых агрегатов и запчастей и вовсе настроены негативно ввиду конкуренции.
В Европе очень популярна «Excange» - технология - обмен неисправного агрегата на восстановленный, причем старый агрегат идет в зачет части стоимости восстановленного, а в дальнейшем он станет тем самым «донором» для восстановленного изделия. Такой подход экономичен и практичен, он позволяет значительно сократить время простоя машин поскольку не нужно ждать, пока проведут ремонт: сняли старый узел, тут же установили восстановленный и автомобиль снова в работе. Кроме того, он является гарантией эксплуатационной надежности, ведь при восстановлении в заводских условиях качество изделия будет соответсвовать новому.
Чтобы разобраться в терменологии, обратимся к международной классификации методов восстановления запчастей.
REMANUFACTURED («воспроизведенные»). Детали восстанавливаются на производственных мощностях заводов-производителей. Повторно используется только корпус, если на нем отсутствуют механические повреждения. После очистки в корпус вставляются новые комплектующие, затем агрегат упаковывается в фирменную коробку и снабжается инструкциями по установке.
REBUILT («восстановленные»). Считается самым популярным способом восстановления сложных и дорогих автокомпонентов. Осуществляется на крупных предприятиях со своим производством. Прежде всего агрегат полностью разбирают, корпус очищают пескоструйным аппаратом, моют в ультразвуковой мойке, химическим способом наносят новое защитное покрытие. Повторно используется только корпус и неизнашиваемые узлы, если на них отсутствуют механические повреждения. Все неисправные детали заменяются новыми. После сборки каждый агрегат проходит проверку на специальном стенде. Затем агрегат упаковывают в фирменную коробку вместе с инструкциями по установке и гарантийным талоном. За широкое распространения данного метода в Европе, специалисты еще иногда называют его «Евровосстановление». В Беларуси таким методом восстанавливают автомобильные агрегаты всего пару компаний.
Здесь необходимо провести черту и условно разделить восстановленные запчасти на «надежные» и «ненадежные».
Запчасти, получаемые перечисленными выше видами восстановления, не уступают порой по качеству новым запчастям. Производители дают на них гарантию, они выполнены из качественных комплектующих. Перечисленные же ниже способы восстановления являются причиной в целом негативного отношения к восстановленным запчастям.
RECONDITIONED («отремонтированные»). В процессе восстановления агрегатов не используется сложное технологическое оборудование. Корпус детали, как правило, очищается металлической щеткой и покрывается «серебрянкой», (прчем окрашиванию часто подвергаются и те области, где краски быть не должно) на место сломанных деталей ставятся новые, неоригинальные либо бывшие в употреблении, но прошедшие проверку комплектующие. Полной замене подлежат только интенсивно изнашиваемые детали — подшипники, втулки, щетки, резинки, сальники и т.д. Упаковка и сопроводительные инструкции отсутствуют. Этот метод «восстановления» очень популярен на авторынках Беларуси, в частности на точках, торгующих б.у. запчастями; а вот в Европе, Японии или США — практически не используется. Тестирования на стендах такие изделия не проходят, Гарантия, как правило, не более месяца.
REPAIRED — «отремонтированные» запчасти, на которые новые комплектующие не ставятся вообще, взамен используются исправные рабочие детали с других агрегатов, другими словами — из двух-трех неисправных агрегатов собирается один рабочий. Такой вид восстановления является типичным случаем «гаражного восстановления». Гарантия: (если вообще есть) 1-2 недели.
USED — «бывшие в употреблении». Детали, снятые на авторазборках с неисправных и разбитых (а иногда и краденных) машин. Агрегаты в этом случае не диагностируются (исправен он или нет покупатель узнает только установив его на автомобиль), упаковка и наклейки отсутствуют. Гарантия: 2-3 дня на «проверку»
Становится очевидным следующий факт: чем более качественное оборудование и детали используются в технологии, тем надежнее восстановленный агрегат.
Часто клиенты не хотят использовать восстановленные запчасти, для них выгоднее купить турецкие (китайские) аналоги. Как показывает практика, в Китае производитель производителю рознь. Те, что работают на мировой рынок, действительно не уступают по качеству ведущим мировым производителям, но их цена лишь слегка ниже западных аналогов, и уж точно сравнима с ценой восстановленных запчастей.
Что же касается остального китайского производства, то здесь речь идет о так называемом контрафакте и за качество подобной продукции ручаться вряд ли кто-либо может. Информация о технических характеристиках такой продукции отсутствует вовсе или не соответствует действительности. Часто на коробках и в названиях присутствует слово GERMANY, хотя на действительно европейских запчастях известных брендов ОБЯЗАТЕЛЬНО будет европейский штрих код и подпись Made in….. В общем качество этих запчастей ничем не лучше качества низкосортнго китайского ширпотреба.
Есть и еще один важный аспект. Новые детали для старых автомобилей производить в малых количествах невыгодно, а производители, особенно из Китая не готовы работать с малыми тиражами изделий (для них это экономически нецелесообразно). В этом случае восстановление - практически единственный возможный выход. Именно поэтому в Европе принято забирать из автосервисов вышедшие из строя запчасти, которые затем отправляют на фабрики для восстановления. Специалисты определяют — подлежат они восстановлению или нет. Эти детали подвергаются чистке, разборке и сортировке. Пригодные для восстановления детали берут в работу. Треснутые, сломанные или сгнившие изделия идут на лом.
Если восстановленные детали будут поступать на рынок наравне с новыми, не стоит этого опасаться. Гарантия на восстановленные запчасти такая же, что и на новые, они проходят те же самые проверки, испытания и сертификацию, срок службы одинаковый.
Восстановление автомобильных деталей силами обычного автосервиса невозможно. В условиях автосервиса деталь можно лишь осмотреть, промыть, очистить, затем выяснить — стоит ли с ней работать. Качественное восстановление (Евровосстановление) деталей возможно только на фабрике.
Восстановление - это своеобразная "реинкарнация" детали -это конечный продукт вторичной обработки. После промышленного восстановления, старая деталь - это эквивалент новой, и в большинстве случаев, абсолютно неотличимая от новой деталь. Самым же важным моментом, определяющим популярность восстановления – это экономическая целесообразность. Восстановленная деталь позволяет значительно сэкономить средства при ремонте, поскольку ее стоимость на 40-50% ниже стоимости нового изделия.
Стоит отметить, что есть