Мы любим покупать новые машины в кредит: по некоторым данным, девять из десяти машин сегодня приобретаются в рассрочку. А банки, у которых мы берем в залог деньги, напрямую зависят от общего состояния экономических дел в нашей стране. Коснется ли Беларуси всеобщая истерия? Уже коснулась.
В банках нет долларов?
«Хотела купить новую машину в кредит, но мне его не выдали, хотя я собрала все справки, - сетует девушка лет двадцати пяти, осматривающая десятилетний Ford на авторынке в Малиновке. – Пока что денег хватает только на «Фиесту» 98-го года».
«Банки вообще обнаглели - ставки подняли до 25 процентов, требования ужесточили, говорят – до выяснения обстоятельств», - говорит мужчина средних лет, стоящий в очереди на сверку номеров.
Несмотря на то, что официальные власти говорят о наличии в арсенале государства «комплекса соответствующих средств», волнения и проблемы на белорусском кредитном рынке уже очевидны.
- Кредитные ставки многих банков на самом деле уже возросли. Например, ставка самого популярного в нашем автосалоне кредита от «Белпромстройбанка» поднялась на 4 пункта, и уже составляет 16 процентов годовых, - рассказала корреспонденту Руль.by старший менеджер-консультант автоцентра «Атлант-М Боровая» Татьяна Андрухова. - По нашим данным, совсем скоро будет очень сложно взять кредит в долларах – говорят, в банках их просто нет.
Свои опасения по поводу дальнейшего роста кредитных ставок высказали и финансовые консультанты автоцентра «Атлант-М Сухарево».
- Ситуация становится сложнее. Некоторые банки теперь выдают только долларовые кредиты, другие – кредиты только в белорусских рублях. Ставки поднялись на 3-4 пункта, и снижаться на протяжении года точно не будут. Некоторые банки уже подняли ставки, некоторые еще поднимут, но через полгода они все уравняются. Если вы планировали покупать автомобиль в кредит, нужно делать это сейчас, потому что уменьшаться ставки уже не будут», - советуют потенциальным покупателям в отделе продаж «Атлант-М Сухарево».
В автомобильном доме «Энергия ГмбХ» считают, что удобную программу кредитования можно подобрать всегда. «Нам сложно отследить ситуацию по всем банкам, с которыми мы работаем. Например, в «Банке ВТБ» ставки возросли, и достигают сейчас 18,5% в белорусских рублях. В то же время, скажем, «БТА Банк» (бывший «АстанаЭксимБанк») недавно ввел автокредит «Новый стандарт», по которому кредит на 7 лет можно получить под 13% годовых в белорусских рублях», - рассказали в отделе продаж «Энергия ГмбХ».
Впрочем, ряд аналитиков считает увеличение кредитных ставок не самым плохим отголоском мирового кризиса
- Из-за того, что в Беларуси не развит фондовый рынок, ни банковскую, ни финансовую сферу это затронет не сильно, - считает руководитель компании «Инфо-Сталкинг» Наталья Рябова. – Конечно, объем выдаваемых кредитов может уменьшиться, но о нестабильности речи пока не идет..
Мнение экономиста
«Подушка безопасности» защитит всего на полгода
Более жесткую позицию в вопросе кредитования в интервью с корреспондентом РУЛЬ.by высказал экономист, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
- Из-за того, что стоимость кредитов становится неподъемной для белорусского рынка, ряд программ по автокредитованию уже сворачивается. Поскольку у белорусских банков нет внешних активов, мы испытываем лишь косвенное воздействие ухудшения состояния мировой экономики. Такое явление, как замораживание межбанковского кредитования, уже имеет место в Европе и перенесется в Беларусь – это всего лишь вопрос времени.
Я считаю, что это приведет к тому, что белорусские банки максимум через полгода начнут испытывать трудности в получении ликвидности. Национальный банк некоторое время сможет их поддерживать из резервных фондов, но такая «подушка безопасности» сможет работать максимум полгода. А потом начнется давление на курс белорусского рубля с достаточно серьезным опасением девальвации – примерно так, как было в Украине. Я думаю, что при отсутствии неких мер в Беларуси может произойти то же самое уже в следующем году.
- Что, на ваш взгляд, ждет рынок автокредитования в ближайшее время?
- Дело в том, что один из инструментов – искусственное удержание кредитных ставок – ни к чему не приведет. Банки уже научились вводить разные дополнительные платежи: за рассмотрение вашей кредитной заявки, за оценку залога, за оформление документов, за обслуживание кредита, за выдачу наличных денег или проведение безналичного перечисления, за досрочное погашение кредита и пр. Это может привести к тому, что желающих купить автомобиль в кредит станет гораздо меньше, и автомобильный бум на новые автомобили сойдет на нет. И нас ждет достаточно серьезное сокращение рынка новых автомобилей. Больше будет старых, подержанных машин - впрочем, это мировая тенденция.
- Все-таки когда выгоднее купить машину в кредит?
- Здесь мое мнение таково: если невтерпеж – можно покупать сейчас. Но нужно четко рассчитать свои силы по погашению кредита и уплате процентов. Если же есть возможность подождать – лучше подождать. Ставки по кредитам в ближайший год едва ли будут меньше, зато цены на автомобили могут снизиться, ведь при сохранившемся объеме предложений спрос уменьшится, и автодилеры вынуждены будут снизить цены.