Первое, что следует сделать, сворачивая на бездорожье, так это оценить свои навыки как водителя, так и технические возможности своего автомобиля.
Важно помнить, что бездорожье не терпит суеты и опрометчивых решений.
Поэтому оставить высокие скорости и повышенные передачи на "механике". На АКПП же ограничиваемся D2, D3.
Что самое главное для водителя, двигающегося по грунтовке? Правильно, это вовремя замеченное препятствие, а значит максимальный обзор впереди идущего пути. Иначе неровен час, налетев на что-нибудь, перевернуться, повредить автомобиль. В лучшем же случае, просто "по уши" увязнуть в грязи. Поэтому вытягиваем шею вверх, как жираф, если не хватает высоты до полного обзора, можно, даже что-нибудь положить на сиденье.
Оказавшись в колее, или как там у Высоцкого поется в песне "колея, колею, колее", не теряемся, если откатываемся назад, крепко держим руль обеими руками и бросаем машину то влево, то вправо, после этого добавляем "газку" и выезжаем из колеи.
Заметив впереди камень, обязательно его объезжаем или убираем с пути. А не то оставите на нем свой покореженный глушитель, пробьете поддон или в клочья разорвете шланги тормозной жидкости.
Движение по грязевой ванне из глины и песка, также имеет свои нюансы прохождения. Подъезжая к месту поворота, на таком участке бездорожья, лучше всего заранее сбросить скорость и, входя в поворот, учесть, что автомобиль будет скользить еще с десяток метров, прежде чем повернуть.
Если случилось забуксовать, тогда по собственным следам пытаемся выехать назад, при этом не следует добавлять газу, иначе машина просто всеми колесами увязнет в грязи. Если не получилось вернуться по собственным следам, ищем все что угодно, из твердого (ветки, стволы деревьев, вплоть до собственной одежды), что можно было бы положить под колеса и выехать из грязевой каши.
Столкнувшись с лужей, не гоните опрометчиво. Не поленитесь, выйдете из автомобиля и проверьте ее глубину и твердость дна, используя подручную палку. Только удостоверившись в ее проходимости, осторожно, передними колесами въезжаем в нее. Если машина надежно стала на дно, тогда можно смело ее переезжать.
Более крупные водные препятствия (реки, озера, разливы) переезжаем через брод. Неспеша, аккуратно въезжаем постепенно в воду и плавно поддаем газку, чтобы не поднять волну и, не дай бог, заглушить двигатель.
Косогор при отсутствии должного опыта лучше всего объезжать десятой дорогой, особенно если вы неуверенны в технических возможностях своего автомобиля. Конечно вы не опрокинетесь, но все ваши попытки заехать приведут к съезжанию автомобиля вниз или задом, или боком.
Что касается снега и песка, то по ним можно двигаться только по колее, или предварительно приспустив шины. Колеса с цепями тоже подойдут, а вот шипованная резина будет скользить.
Соблюдая все эти правила вы справитесь с любым бездорожьем. Но помните, что даже опытный водитель прежде чем съезжать на грунтовку десять раз подумает о последствиях.