Мы продолжаем следить за соревнованиями по внедорожному автомобильному спорту у нас в стране и за рубежом. И хотим обрадовать поклонников этого экстремального вида автоспорта, а теперь уже и мотоспорта, так как наравне с внедорожниками практически во всех дисциплинах участвуют и квадроциклы. 14 декабря стартовал объединенный 4 этап Кубка Беларуси по джип–триалу и III этап чемпионата Республики Беларусь по джип-спринту. Сразу две гонки в одни выходные. На старт вышло 27 экипажей на внедорожниках и 6 на квадроциклах.
Соревнования проходили на танковом полигоне на "Французской вышке" в районе деревни Большое Стахово Борисовского района.
Участники на мощных внедорожниках и юрких квадроциклах на протяжении трех дней (14 -16 декабря 2012 г.) штурмовали снежные вершины и сражались между собой сразу в двух дисциплинах. Как признались потом организаторы, таких прецедентов в истории внедорожного автоспорта в Беларуси еще не было. Причиной одновременного проведения двух соревнований послужило смещение сроков соревнований в Лиде, и последовавшие за этим перемены по всему графику проведения соревнований в конце этого сезона.
Количество участников также превзошло все ожидания: 27 экипажей на внедорожниках и 6 на квадроциклах (чуть меньше участников, чем было в Лиде). Можно смело сказать, что внедорожный автоспорт становится все более и более популярным у нас в стране. Правда, зрителей собралось не очень-то много, но вполне достаточно, чтобы поддержать спортсменов.
Слова приветствия от уже небезызвестного нам по прошлым публикациям председателя БАВФ Евгений Селивестрова плавно перетекли в родительское наставление о том, чтобы спортсмены на триале сильно не газовали, ведь в этой дисциплине гораздо важнее правильно пройти дистанцию, не сломать ворота и не зарыться по самые… колеса в снег, и уж конечно, избавь Бог, не перевернуться. Такая забота о здоровье спортсменов, звучащая из уст председателя, вполне понятна: однажды он нам признался, что просто не смог бы больше оставаться в «БАВФ», если бы что-нибудь случилось с кем-либо из участников организованных им соревнований.
Накануне мероприятия сильные снегопады превратили трассу в настоящие «Альпийские горки». По словам участниковЮ всем было известно о количестве снега, выпавшего за последние дни, поэтому все готовились весьма основательно.
Но то с чем им пришлось столкнуться на танкодроме под Борисовом превзошло все ожидания.
Свой старт спортсмены начали с дисциплины «Триал» для всех категорий.
Триальная секция, расположенная в труднопроходимой местности, изобиловала крутыми спусками и подъемами. Многочисленные овраги и грязевые участки, заваленные метровой толщины снежным покровом, превратили трассу в месиво из мокрого снега и грязи, в котором по самые колеса закапывались мощные внедорожники. Очень часто даже умение пилотов и технические характеристики были бессильны против снежных сугробов, доходивших порой до капота автомобиля. Многотонные гиганты беспомощно буксовали, выбрасывая из-под колес целые фонтаны снега вперемешку с грязью. Осложняющим фактором послужило также и то, что по задумке организаторов в каждой секции были установлены ворота, через которые должны были проезжать участники гонок. Пилотам приходилось ловить буквально сантиметры от вешки или пролазить в ворота под углом 45°, а затем как "мессер" пикировать носом вниз.
Безусловно, именно на триале познается истинное мастерство водителя в условиях пересеченной местности.
На следующий день состоялась кольцевая гонка Джип-спринт или, как ее еще называют спортсмены, «Карусель», которая и должна была определить чемпиона сразу в двух дисциплинах.
Гонка проходила в достаточно сложных условиях, сыграло тут все: и особенности Борисовской трассы и обильные снегопады за последние дни. Но карусель получилась на славу. Оба ее заезда смотрелись просто на ура. Особенно потрясающе выглядели столкновения автомобилей в категории Т1, оборудованные каркасом безопасности и подготовленные специально для участия в скоростных дисциплинах. Из этих «автотанков», от которых, признаться, мало что осталось от стандартного внедорожника, спортсмены действительно выжимали все. Не видя перед собой ничего, скрытые в снежной пыли они бились бортами, таранили и теснили друг друга. И все это происходило на крошечном пяточке земли, диаметр которого не превышал и 1,5 км.
"Карусель", в которой участвовали автомобили категория Т2 (автомобили любительского класса, без каркаса безопасности в данной категории допускаются практически все желающие на своих внедорожниках), была менее зрелищна, но по своему интересна, поскольку принимали в ней участие как и опытные гонщики, так и новички.
Безбашенными ребятами показали себя квадроциклисты. Надо было видеть, что они выделывали на своих машинах. Чтобы удержать равновесие и не опрокинуться на особо сложном этапе, они как яхтсмены далеко вывешивались за свои машины, держась за руль в тот момент, когда квадроцикл, окутанный белым облаком снега, брал очередную высоту.
Правда полностью без переворотов не обошлось. Пилоты как пушинки слетали со своих железных коней и кувыркались вниз по склону. Но по сравнению с Лидой они так не рисковали, скорее всего, сказались кубометры снега, в которых спортсмен на джипе чувствует себя гораздо увереннее, чем открытый всем превратностям окружающей среды квадроциклист. Хотя секции у них были отнюдь не из последних, и поэтому было где без особого риска показать мастерство.
Нововведение внедорожного автомобильного спорта, в частности трасса «Лайт» или как ее еще называют «Стандарт», собрала много желающих попробовать себя в внедорожном автоспорте. Выступали в этой категории в основном пилоты на стандартных внедорожниках и так называемых «паркетниках». Триальные секции были подготовлены для данной категории таким образом, чтобы автомобили не получили никаких повреждений.
Такой интерес со стороны новичков особо порадовал организаторов, так как это неиссякаемый резерв для БАВФ. Для новичков в соревнованиях в Лепеле и Лиде БАВФ была введена категория "стандарт". Можно было, используя любой немодифицированный внедорожник, будь то Хонда CRV или БМВ Х6, попробовать свои силы. Основное требование к таким автомобилям, чтобы колеса были не больше одного дюйма. Разрешается также отсутствие бамперов или замена их на силовые бампера. Для них строится легкая секция, чтобы неопытные водители не разбили свой автомобиль в первый же день соревнований. Ведь многих новичков отпугивает, когда автомобили переворачиваются, бьются бортами, зарываются в снег по самый бампер. Соревнования такого уровня помогают многим определиться, хотят ли они дальше заниматься автоспортом или это не для них.
В этой категории победителями стали:
Экипаж Сергей Леоненко и Алексей Кажека из Лепеля на Мицубиси Паджеро.
В категории "Стандарт Open" на пьедестал поднялись экипаж Юрий Титов и Иван Лещинский (Минск, Логойск) тоже на Мицубиси Паджеро.
Большинство гонщиков воспользовались тем, что организаторы разрешили участвовать сразу в двух заездах.
Например, в воскресенье некоторые участники категории "ТРИАЛ" заявились в категорию Т2 ЧРБ по спринту и пробовали свои силы в "карусельной" гонке.
Другие участники Т2 и Т1 наоборот в субботу поэкспериментировали в триальных секциях (заявившись в ТРИАЛ и СПРИНТ соответственно) в рамках Кубка РБ по триалу.
Завершились соревнования вручением кубков и памятных призов и, конечно же, подведением итогов четвертого этапа и всего сезона. В результате бескомпромиссной борьбы в категории "Спринт В2" победил экипаж Игоря Белюга и Вадима Степченко из Гомеля. В категории "Триал В1" на первом месте - минчане Артур и Степан Тумановы. В категории ATV всех обогнал Артем Старовойтов из Минска. А Геннадий и Валерий Вериго из Речицы взяли первые места сразу в двух категориях - "Триал В2" и "Триал абсолют".