По 6 декрету президента уже написано немало статей, но никто не удосужился поэтапно рассказать руководителям организаций, действующих на территории малых населенных пунктов, как воспользоваться данным декретом, чтобы избежать выплаты таможенных пошлин и НДС.
Для начала вспомним, как звучит пункт 1.9 пункта 1 самого декрета.
В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6) коммерческие организации освобождаются от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарных позициях, поименованных в указанном подпункте, в качестве вклада в уставный фонд этих организаций.
Малые города
То есть льготы будут распространяться на коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на всей территории Беларуси за исключением, прежде всего, областных городов и, естественно, Минска. Кроме того, под исключение попали еще 16 наиболее развитых городов, где, по мнению разработчиков декрета, субъекты хозяйствования и так экономически очень активны, и никакой дополнительной стимуляции для них не требуется. Это следующие города: Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жодино, Жлобин, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск. Если же вы являетесь коммерческой организацией, зарегистрированной и ведущей деятельность на территории малых населенных пунктов с количеством населения менее 50 000 человек, то вы попадаете под льготы обеспечиваемые Декретом № 6.
Подготовка документации
Заранее следует позаботиться о некоторых документах, по которым вы будете получать автомобиль.
1. Получаем в Исполкоме справку о том, что осуществляете предпринимательскую деятельность на территории малых городов.
2. Далее, приобретаем автомобиль, который до того времени, как вы его растаможите и заберете, находится на складе временного хранения (СВХ).
Получаем документы о том, что автомобиль находится на хранении в СВХ.
3. С документами, полученными в СВХ, обращаемся в оценочную экспертизу для определения оценочной стоимости приобретенного автомобиля.
Этот шаг состоит из двух этапов:
А) Обращаемся к независимому оценщику – индивидуальному предпринимателю, либо юридическому лицу, осуществляющему оценочную деятельность, подлежащую аттестации со стороны государства, который проводит непосредственно саму независимую экспертизу и определяет оценочную стоимость автомобиля.
Б) Результат его независимой оценки контролирует государственная организация осуществляющая оценочную деятельность, или организация, созданная Белорусской торгово-промышленной палатой.
4. После этого вы вносите стоимостную оценку приобретаемого автомобиля как неденежный вклад в устав предприятия. Это обязательное условие, позволяющее вам воспользоваться декретом №6. Поскольку первоначально автомобиль вы приобретаете как физическое лицо, и лишь потом вносите его как неденежный вклад в уставной фонд своего предприятия.
5. Далее, приехав со всей документацией на СВХ, вы забираете автотранспорт. При этом процедура ничем не отличается от самой обычной растаможки. Так же начисляется НДС таможенной пошлины, но, согласно декрету №6, вы освобождаетесь от оплаты этой астрономической суммы, а оплачиваете только услуги склада временного хранения и забираете автомобиль.
Подводные камни
Многих предпринимателей воспользоваться декретом №6 останавливает резонный вопрос: «Что будет, если произойдет отмена пункта декрета? Не потребует ли государство в кратчайшие сроки выплатить всю сумму НДС таможенных пошлин от предпринимателя за товар?»
Спешим успокоить предпринимателей, согласно директиве Президента №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь":
П.9.3. исключить придание нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую (хозяйственную, экономическую) деятельность, обратной силы, за исключением актов, смягчающих или отменяющих ответственность за правонарушения при осуществлении предпринимательской и иной деятельности или другим образом улучшающих условия такой деятельности.
То есть принятые однажды пункты директивы обратной силы не имеют.
Вполне возможно отменить данный пункт законодательства или изменить его, но нельзя ни под каким видом потребовать оплатить всю сумму НДС и таможенной пошлины у предпринимателя, который воспользовался Директивой №6 до отмены или изменения п.1.9.