Специалисты Министерства транспорта и коммуникаций республики обратили внимание на то, что безопасность и качество автомобильных перевозок пассажиров является приоритетным в ведении транспортной деятельности. В настоящее время в Беларуси на рынке перевозок пассажиров такси задействовано около 16 тыс. легковых автомобилей. По оценочным данным, более 60% такси имеют сроки эксплуатации свыше 8 лет. Использование транспорта с длительным сроком эксплуатации потенциально снижает безопасность перевозок пассажиров.
Согласно данным 2012 года, в республике при первичном проведении гостехосмотра легковых автомобилей сроком эксплуатации более 10 лет (было проверено 1,03 млн.) около 20% из них не соответствовали требованиям технических нормативных правовых актов, были неисправны и не допущены к участию в дорожном движении. При этом в 29% случаев были выявлены неисправности тормозной системы, в 24% - внешних световых приборов, в 13% - двигателя и его систем, в 5% - рулевого управления.
Специалисты рассказали, что проект указа предусматривает ограничение с 1 мая 2014 года срока эксплуатации автомобилей-такси восемью годами с даты их изготовления. "Такая мера позволит повысить безопасность перевозок пассажиров, а также улучшить качество предоставляемых населению транспортных услуг", - уверены в Минтрансе.
Проект указа подготовлен в рамках реализации мер, направленных на повышение качества и безопасности перевозок пассажиров такси. Документ, в частности, предлагает отмену лицензирования в сфере упомянутых перевозок с введением допуска к такой деятельности на уровне местных исполнительных и распорядительных органов. Допуск предлагается осуществлять путем выдачи соответствующей карты на право выполнения пассажироперевозок на каждое транспортное средство, используемое в качестве такси. Это позволит обеспечить учет и контроль за автомобилями, что будет способствовать выявлению фактов осуществления незаконной транспортной деятельности.
"В настоящее время, после изменения в 2009 году норм законодательства и прекращения использования лицензионных карточек на транспортные средства, учет автомобилей, используемых на рынке перевозок пассажиров такси, отсутствует", - отметили в пресс-службе. При этом анализ выявленных нарушений производителями транспортных услуг в сфере такси в 2009-2012 годах показывает рост тех их видов, которые непосредственно влияют на безопасность перевозок.
"Введение карты допуска на право выполнения перевозок пассажиров такси на каждое транспортное средство позволит одним документом заменить специальное разрешение и ранее действовавшую лицензионную карточку. Это позволит создать действенную систему организации перевозок пассажиров такси и снизить количество нарушений в данной сфере", - считают специалисты. При этом в случае использования автоперевозчиком нескольких машин выявление нарушений по одному автомобилю и недопуск его к выполнению перевозок не повлечет полного прекращения транспортной деятельности. В настоящее время аннулирование специального разрешения (лицензии) влечет приостановление или прекращение деятельности субъекта хозяйствования.
Кроме того, в проекте указа говорится о повышении степени ответственности за нарушения условий деятельности в области автоперевозок пассажиров легковыми автомобилями. Одновременно предусматривается предоставление госорганам права составления протоколов об указанных административных правонарушениях и рассмотрения о них дел.