МАЗы пользуются спросом

12.08.2011 13:10 | Автор: Евгений СУХОВЕРХ | Источник: БелТА

Объем экспортных поставок продукции ОАО «Минский автомобильный завод» в первом полугодии 2011 года вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года более чем в два раза. Рост составил 203,1 %. Об этом сообщило агентство БелТА со ссылкой на пресс-службу Министерства промышленности Республики Беларусь.

МАЗы пользуются спросом

МАЗ является одним из предприятий, определяющих основу промышленного сектора страны, его экономические показатели в значительной степени определяют экономическое благосостояние и безопасность государства, отмечается в заявлении Минпрома. По итогам первых шести месяцев работы ОАО «МАЗ» в этом году можно говорить о значительных результатах, достигнутых коллективом объединения. Так, темпы роста промышленной продукции в сопоставимых ценах за указанный период составили по объединению 161,4%, а уровень рентабельности продаж – 15,9 %. Выручка же от реализации продукции по отношению к аналогичному периоду прошлого года составила 286,1 %.

Стратегия акционерного общества предусматривает и дальнейшую активную экспансию. Автопредприятием запланировано формирование широкой товаропроводящей и сервисной сети, освоение новых рынков и выведение на них инновационных продуктов. Рыночная география постоянно расширяется. К традиционным – России, Украине, Азербайджану, Туркменистану, Казахстану, Армении, Узбекистану, Молдове, Грузии и другим странам СНГ, где наблюдается активный рост реализации продукции МАЗ, прибавляются страны Евросоюза, Африки и Латинской Америки.

После многолетних переговоров с африканским государством Габон в первом полугодии туда была отправлена пробная партия из 20 тягачей МАЗ. Продолжаются переговоры о поставке в эту страну еще 50 машин. Для завода представляют интерес и рынки Нигера и Демократической Республики Конго. Прогнозируется рост поставок в Нигерию, Буркина-Фасо, Мали, Кот Д'Ивуар.

В арабском регионе – Сирии, Ираке, Иране и Объединенных Арабских Эмиратах серьезными конкурентами МАЗов являются подержанные европейские грузовики. Учитывая особенности работы на этих рынках, специалисты объединения четко отслеживают уровень цен, предлагаемых конкурентами, и оперативно реагируют на любой запрос. Такая политика позволила вернуться после 12-летнего перерыва и на рынок Чили, с которой уже подписан контракт на поставку 25 машин.

Вообще же, основным препятствием для МАЗов на рынках стран Латинской Америки, как, впрочем, и для других производителей не оттуда, являются высокие ввозные таможенные пошлины – 47 %, а не европейские 22 %. А потому высокий уровень поставок возможен только при организации на месте сборочного предприятия.

Определенные трудности существуют и при реализации техники МАЗа в Евросоюзе, цены на аналогичную продукцию из которого в результате мирового финансового кризиса 2009 года были значительно снижены и вплотную приблизились к белорусским. А потому для сохранения этого рынка отечественным автозаводом проводится гибкая ценовая политика: при хорошем качестве продукции цена должна быть минимум на 30% ниже, чем предлагаемая западными конкурентами.

Другой важный фактор экспортных поставок – обеспечение доступного и оперативного сервисного и технического обслуживания. Сегодня МАЗовская продукция занимает малую долю рынка в ЕС, а соответственно ниже и уровень техобслуживания, ведь МАЗ имеет только около 60 аттестованных станций в странах Евросоюза.

При работе на европейском рынке важно учитывать стоимость энергоресурсов. Ведь если, например, газовый двигатель гораздо экономичнее дизельного, то европеец, очевидно, отдаст предпочтение именно первому. Кроме того, в ближайшие 2 – 3 года МАЗ планирует представить свой первый автобус с гибридным двигателем.

По мнению специалистов, для успеха на внешних рынках нужно постоянно совершенствовать свое предложение. Сейчас большим спросом пользуется техника стандарта Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5, но вскоре Евросоюз перейдет на Евро-6, а это значит, что что в 2012 году автомобили, отвечающие экологическим стандартам Евро-6, должны появиться и на Минском автомобильном заводе.

Складывающиеся на внешнем рынке условия диктуют МАЗу приоритетные направления на ближайшую перспективу, среди которых есть и такие, как организация новых сборочных производств (например в тех же Венесуэле, Аргентине, а также в Венгрии), создание проворульных моделей для выхода на новые рынки сбыта – Индии, Пакистана, ЮАР, Кении, Танзании, Зимбабве, Намибии, Ботсваны, Австралии. Помимо этого, поставлена задача создания новой востребованной на рынке сбыта продукции – автомобилей с моторами экологического стандарта Евро-6, а также с новым интерьером и экстерьером кабины. Будет расширено и производство номенклатуры специализированной автотехники, увеличено количество сервисных станций, что улучшит качество сервисного и технического обслуживания автомобилей «МАЗ».