В одном из наших сегодняшних сообщений мы уже упоминали сегодняшнюю встречу с прессой председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергея Полудня. Тогда, напомним, речь шла о рекордном за первое полугодие 2011 года количестве ввезенных автомобилей на территорию Беларуси. Позднее же агентство «Интерфакс-Запад» сообщило о другом заявлении чиновника. Согласно ему продать в России без доплаты таможенных пошлин автомобиль, который был растаможен в Беларуси в период с 1 января 2010 года до 30 июня 2011 года, можно будет только после 1 января 2013 года.
«Что касается автомобилей, ввезенных с 1 января 2010 года по 30 июня 2011 года, эта категория автомобилей при ввозе в РФ по ним предполагается доплата таможенной пошлины. Ее можно производить как в Беларуси, так и в России. Именно в отношении данной категории товаров также возможно беспрепятственное перемещение без каких-либо доплат, но в том случае, если они будут ввозиться в Россию после 1 января 2013 года», – заявил Полудень.
Данная норма, по его словам, предусмотрена переходными положениями международного соглашения о правилах ввоза гражданами товаров для личного пользования, которое было подписано Беларусью, Россией и Казахстаном. При этом перед теми автомобилями, которые прошли таможенное оформление в Беларуси до 1 января 2010 года, путь в РФ свободен, о чем он также заявил:
« – Дополнительное подтверждение от ФТС РФ мы получили о том, что они в полной мере будут выполнять все нормы этого соглашения. Поэтому автомобили, ввезенные до 1 января 2010 года, могут беспрепятственно, без всяких доплат пошлин, следовать в Россию. По ним никаких доплат таможенных пошлин в РФ не требуется», – цитирует чиновника «Интерфакс-Запад».
По его словам, доступны два механизма доплаты таможенных пошлин на ввозимые в настоящее время на территорию Российской Федерации автомобилей, прошедших таможенное оформление в Беларуси с 1 января 2010 года по 30 июня 2011 года по более низким, нежели в России, таможенным ставкам.
Представитель ГТК сказал, что, в частности, доплата может быть осуществлена при въезде автомобиля в Россию, и тогда вся ее сумма уйдет в российский бюджет.
При желании гражданина, он «может произвести доплату и в Беларуси, тогда эта доплата остается здесь», – сообщил председатель ГТК. В этом случае белорусской стороной будут оформлены все соответствующие документы, подтверждающие, что «была произведена «таможенная очистка» по ставкам, установленным в России».
Ну а с 2013 года безо всяких доплат можно будет перемещать в Россию и те автомобили, которые были ввезены в Беларусь с 1 января 2010 года по 30 июня 2011 года, о чем Полудень сообщил журналистам.
Также он рассказал, что в настоящее время в России и Беларуси синхронизированы ставки таможенных пошлин и «нет предпосылок для дополнительного контроля автомобилей, ввезенных с 1 июля 2011 года, ни со стороны таможенных органов России, ни других ответственных органов». Тем не менее, чиновник не исключает возможности контроля российской стороной процесса ввоза в Россию автомобилей, растаможенных в Беларуси с 1 января 2010 года по 30 июня 2011 года посредством системы регистрации функции налоговых органов.
О коллективном обращении граждан в правительство и парламент Беларуси с предложением ввода «пошлинных вычетов» при ввозе гражданами Беларуси на ее территорию автомобилей ему ничего не известно. Такая мера могла бы позволить гражданам рассчитывать на возврат государством части серьезной выросших с 1 июля таможенных пошлин.
« – Таких документов к нам на согласование не поступало и нашего мнения по подобному вопросу не спрашивали», – сказал глава ГТК, посчитав при этом возможным рассмотрение данного вопроса в контексте оказания «социальной помощи определенным слоям населения».