- Людмила Иосифовна, давайте начнем с общей картины: какова ситуация на автомобильном рынке в этом году?
- В январе-марте этого года мы наблюдали незначительное падение продаж, составившее по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 11%. С какими-то крупными проблемами автомобильный бизнес в Беларуси не столкнулся. Развиваемся достаточно уверенно.
В целом спрос на автомобили сохранился. Когда наступил мировой финансово-экономический кризис, многие заговорили, что машины не будут продаваться, а автодилерским предприятиям придется закрываться. Но этого, к счастью, пока не случилось. Развитие рынка внушает скорее оптимизм, чем пессимизм. За последние годы в Беларуси накопился значительный парк новых иномарок, владельцы которых хотели бы поменять их на современные модели.
- И наилучшей возможностью для этого, по вашему мнению, является система trade-in...
- Верно. Причем недавняя выставка "Моторшоу-2009" доказала, что такая система весьма востребована. Она позволит обновить автомобильный парк за счет как новых, так и поддержанных автомобилей. При этом вырученные деньги пойдут в экономику страны.
Что немаловажно, менять автомобили надо не только физическим, но и юридическим лицам. Поэтому необходимо предусмотреть, чтобы сделки могли заключаться не только между юридическим лицом (дилером) и физическим, но и между юридическими лицами.
- Однако законодательно такая возможность в Беларуси пока нигде не прописана…
- Именно поэтому мы рассчитываем, что такие изменения все же появятся в действующем законодательстве. Наша ассоциация передала свои предложения в конце прошлого года. Надеемся, что нас поняли. В этом заинтересованы не только представители автобизнеса, но и рядовые потребители.
- Есть и другой вопрос: найдутся ли желающие в условиях кризиса инвестировать в покупку нового автомобиля, сдавая старый?
- Несмотря на мировой кризис, автомобильный рынок Беларуси живет: автомобили покупаются, продаются, обмениваются. Если взять любую газету или журнал, посвященный автомобильной тематике, то мы заметим, что количество частных объявлений в них если и снизилось, то незначительно. Автодилерские предприятия также не теряют оптимизма.
Безусловно, покупатель несколько раз подумает, прежде чем соглашаться на обмен автомобиля. Но давайте рассмотрим ситуацию со всех сторон: если владелец использует машину уже несколько лет, то, конечно, риск возникновения какой-то неисправности возрастает. Так стоит ли ждать, пока машина окончательно выйдет из строя и за ее починку придется отдать огромные деньги? В том-то и заключается уникальность системы trade-in, что она позволяет владельцу автомобиля лишний раз перестраховаться, отдав старую машину и купив новую с гарантией, чем дожидаться той ситуации, когда для ее восстановления понадобится серьезная помощь профессионалов.
Следует понимать, что автомобиль сегодня является средством передвижения - не надо его рассматривать как способ сохранения денег, хотя бы потому, что как только автомобиль покинул пределы автосалона, он сразу же потерял в цене. Владелец автомобиля должен думать не о том, как на нем заработать, а как минимизировать расходы, которые закономерно возникают при его эксплуатации.
Конечно, внедрение системы trade-in не простой процесс. Для того чтобы система заработала, она должна пройти отладку. Все это потребует времени и больших инвестиций.
- Насколько я понимаю, речь идет об инвестициях в обновление автодилерских предприятий. Куда именно они пойдут?
- Они пойдут на создание инфраструктуры для развития отдельного направления в рамках автодилерского предприятия. Ведь помимо того, что нужно выделить отдельное место (производители зачастую требуют применения тех же стандартов, что и при продаже новых автомобилей), так еще необходимо будет нанять новых работников, обучить их, а также разработать систему оценки. Ведь когда клиент приедет со своей старой машиной, сотрудники автосалона должны будут оценить ее стоимость.
Кроме того, необходимо будет развивать сервис, поскольку поступивший от клиента автомобиль может потребовать восстановления. Сейчас это могут позволить себе не все предприятия. Так, в России программами взаимозачета сейчас занимаются только крупные автодилерские предприятия, что опять-таки связано с необходимостью вложения инвестиций в развитие нового направления.
- Если возвращаться к текущей ситуации на рынке... Насколько упали цены на новые автомобили с начала этого года?
- Цены на новые автомобили упали на 5-30% в зависимости от марки, модели. Более того, отдельные дилеры, испытывающие необходимость в кратчайшие сроки реализовать свою продукцию, продают автомобили по ценам ниже закупочных. На мой взгляд, сегодня для потребителя сложились прекрасные условия для покупки автомобиля.
Автидилеры сегодня стараются приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать клиента: предоставляют скидки, проводят акции, предлагают различные бонусы. Что касается всеобщего снижения цен, то оно характерно в большей степени для автомобилей 2008 года выпуска. Они сегодня неплохо продаются. Представители товаропроводящих сетей стремятся как можно быстрее их реализовать, поэтому готовы сбрасывать цены. Кроме того, в этом заинтересованы и производители. Сегодня им приходится отпускать машины автодилерам на более выгодных условиях, что ощущает и конечный потребитель.
Многие представители автобизнеса считают, что тот уровень цен на автомобили, который был достигнут к маю этого года, является низшей точкой, так называемым ценовым дном. Мне кажется, невелика вероятность того, что цены упадут ниже этих отметок.
- Но ведь за рубежом автомобили подешевели. Если импортер сегодня имеет возможность приобретать автомобили по ценам ниже прошлогодних, почему эту разницу не предоставить клиенту?
- Дело в том, что автомобиль потребителю продают дилеры, а они не могут вести себя как птицы свободного полета. Если производитель дает скидку, безусловно, ее получит и конечный потребитель. Производители устанавливают цены с учетом конкретного рынка, его конъюнктуры.
На сегодняшний момент дилеры и импортеры ведут переговоры с производителями, рассчитывая, что те сбросят цены на автомобили 2009 года выпуска, учитывая последствия мирового финансово-экономического кризиса. Но тут важно учитывать следующее обстоятельство: если производитель согласится "ужаться", то он потребует этого и от всех остальных. Сегодня продажа автомобилей уже не настолько рентабельна, как раньше.
В сложившейся ситуации автодилерские предприятия смогут выжить только за счет других источников дохода - внедрения системы trade-in и активного развития сервисного обслуживания. Отдельные автодилерские предприятия сегодня держатся по большей части благодаря сервису.
- На ваш взгляд, улучшились ли за последнее время условия автокредитования?
- Ситуация с автокредитованием улучшилась, однако процентные ставки все еще остаются довольно высокими. Число клиентов, привлекающих банковские кредиты при покупке автомобиля, невелико. В то же время банки сегодня предоставляют возможность досрочного возврата денег.
- Как обстоят дела с рядовыми автодилерами, в частности теми, кто работает в регионах?
- Сегодня та законодательная база, которая позволила сформировать цивилизованный автомобильный рынок и которой мы обязаны столь стремительному росту, требует изменений. По сути, в регионах Беларуси нет полноценных дилерских центров. Необходимо создать равные условия всем автодилерским предприятиям, независимо от того, являются ли они первыми поставщиками или же нет. Ведь дилер, входящий в национальную дилерскую сеть, не может заказать автомобиль напрямую у производителя, как это делает импортер.
Более того, забирая автомобиль у импортера, он платит НДС. Получается, что у дилера, находящегося в регионе, стоимость автомобиля возрастает, хотя средняя зарплата там ниже, чем в столице. В результате многие клиенты приезжают за автомобилями в Минск. Все это, конечно же, сдерживает развитие национальных дилерских сетей и открытие новых автоцентров в регионах.
Чем большую значимость производитель придает стране или региону, тем больше в них будет представлено импортеров и тем больше будет национальных дилерских сетей. Почему важно иметь импортера на территории Беларуси? Да потому, что он знает национальное законодательство, потребителя и местные возможности. Трудно приходится белорусскому дилеру, когда его импортер находится в Украине, России или странах Балтии.
- Наша страна пока не является производителем легковых автомобилей. Пора ли, на ваш взгляд, переходить в этом плане к политике импортозамещения?
- Если в стране наладить сборочное производство автомобилей, то это еще не означает, что они будут дешевыми для потребителей. Чтобы автомобильная продукция была дешевой, ее надо выпускать в достаточном количестве.
Как добиться этого в условиях относительно небольшой страны? Единственный вариант: продавать автомобили не только в Беларуси, но и в других странах, то есть войти в мировые товаропроводящие сети. А сделать это самостоятельно, что называется с нуля, крайне сложно, особенно в условиях кризиса. Если говорить метафорично, то не надо изобретать велосипед - надо лишь сесть на него и поехать.
С другой стороны, существует острая необходимость в автомобильных компонентах. В случае эффективного функционирования Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России такой проект может оказаться высокорентабельным. Кстати, он может создать базу для сборки собственного автомобиля с выходом в мировые товаропроводящие сети.
- Каким вы видите развитие автомобильного рынка в оставшиеся месяцы этого года?
- На мой взгляд, значительного падения цен в этом году уже не произойдет. Естественно, дилеры будут проводить всевозможные акции, чтобы заинтересовать клиента, но резких ценовых колебаний не будет. Уже можно с уверенностью говорить, что этот год станет одним из самых тяжелых для дилеров. Отсутствие оборотных средств будет препятствовать развитию предприятий. Тем не менее авторынок Беларуси держится.