Антифризы в целом находят широкое применение в различных областях использования. Основным направлением использования является жидкостное охлаждение двигателей внутреннего сгорания. К данному сектору относится использование охлаждающих жидкостей в легковых и грузовых автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями.
Помимо этого, охлаждающие жидкости используются в сельскохозяйственной, строительной и др. спецтехнике, а также в военной технике. В этих областях представлена преимущественно техника с дизельными двигателями.
В двигателях мототехники также используются охлаждающие жидкости, но этот сектор существенно менее емкий. Необходимо отметить, что для мототехники выпускаются специализированные охлаждающие жидкости, которые на данный момент в Беларуси не производятся, рынок достаточно узкий, но может рассматриваться как перспективный для высокомаржинального продукта.
Помимо автотранспортных средств, охлаждающие жидкости используются в промышленности для охлаждения дизельных и газовых двигателей электростанций, в добывающей промышленности и пр. в соответствующих климатических условиях. Выпускаются специализированные антифризы для промышленности, в т.ч. на основе МЭГ и ПЭГ.
Антифризы применяются в качестве теплоносителя в системах индивидуального теплоснабжения домов, теплиц, коттеджей, пассажирских вагонов железнодорожного транспорта. Но ввиду высокой токсичности моноэтиленгликоля, в данном секторе находят все более широкое применение антифризы на основе пропиленгликоля, этилкарбиола и др. нетоксичных веществ.
Постоянный рост автомобилизации ведет к росту спроса на антифризы, однако производители стремятся внедрять инновации, что ведет к множеству стандартов. С падением доходов населения на рынке вырос спрос на дешевую продукцию.
Взять, к примеру, базовые компоненты антифризов - этиленгликоль и воду. Именно их смесь лучше всего отвечала большинству запрашиваемых свойств. Но этиленгликоль ядовит. Его попадание внутрь организма может вызвать тяжелые поражения печени и почек, и хотя о ядовитости не знает, наверное, только тот, кто не умеет читать, что написано на емкости с антифризом, случаи отравления имели место. Утилизация отработанного антифриза "в землю" или канализацию, практикуемая не только частными автовладельцами, но и многими автосервисами, причем и у нас, и за рубежом, ведет к загрязнению окружающей среды - это также вынудило искать этиленгликолю замену. В результате появились охлаждающие жидкости на основе тоже небезвредного, но гораздо менее токсичного пропиленгликоля. Минус этого дела - пропиленгликоль при низких температурах более вязкий, из-за чего менее подвижен и хуже прокачивается по системе охлаждения. Однако главное - он дороже на порядок. Последний нюанс сдерживает предложение пропиленгликолевых антифризов на розничном рынке, но не исключено, что в качестве заводской заливки в новые автомобили они своих этиленгликолевых конкурентов когда-нибудь вытеснят полностью. По негативному влиянию на конструкционные материалы и эксплуатационным недостаткам оба гликоля схожи. Чтобы предотвратить их воздействие на металлы, резину и пластик, а также исправить недостатки, в антифризы добавляются присадки - ингибиторы коррозии, противопенные и стабилизирующие препараты.
В рамках проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемый Программой развития ООН, ИКУ «Содействие развитию бизнеса» и ОАО «Гомельхимторг» сформировали партнѐрство с целью решить проблему использования небезопасных охлаждающих жидкостей путѐм создания первого в Беларуси экологически безопасного антифриза!
На сегодняшний день в Республике Беларусь используются охлаждающие жидкости (антифризы) 1-2 класса опасности (очень опасные), требующие обязательной утилизации специальными организациями. Существующие антифризы вредны для экологии и здоровья. С учетом того, что в ближайшее время в Беларуси не планируется создавать организации, специализирующиеся на утилизации отходов антифриза, единственно правильным решением, продвигаемым ИКУ «Содействие развитию бизнеса» и ОАО «Гомельхимторг», является постепенное замещение традиционного антифриза на экологически безопасные охлаждаю- щие жидкости 4 класса опасности (малоопасные), не требующие утилизации. Создание и продвижение экологически безопасных охлаждающих жидкостей – это новый для Беларуси сектор зеленой экономики. Зеленая экономика предполагает развитие различных секторов экономики без вреда для окружающей среды. В отличие от традиционного экономического роста за счет экспорта, продвижение Беларуси по зеленому сценарию обеспечит самостоятельное социально-экономическое развитие собственной страны.
На сколько важно правильно подбирать антифриз? Дело в том, что в странах бывшего СНГ (в отличие от Европы и США) к проблеме покупки антифриза относятся далеко не так ответственно, как хотелось бы. Антифриз, или охлаждающая жидкость – это техническая жидкость, ее роль так же важна, как и роль, скажем, топлива или моторного масла, однако мнение людей по этому поводу неоднозначно, важность антифриза неоцененна полностью. А между тем последствия от использования некачественного состава весьма серьезные, и хуже всего то, что проявляются они не сразу, а спустя год или два после заливки. Ниже приведены основные проблемы использования некачественного антифриза.
Перегрев. Охлаждение мотора – основная задача антифриза, но помимо этого он решает вопрос обогрева салона. Охлаждающая жидкость отводит около трети всего тепла, которые выделяется при сгорании топлива, — цифра серьёзная.
Коррозия. Это наиболее частое явление, связанное с использованием антифриза. Коррозии подвергаются металлы, с которыми жидкость вступает в непосредственный контакт. Образующаяся на стенках каналов радиатора и мотора ржавчина выступает как изолятор тепла (что обусловлено ее низкой теплопроводностью – примерно в 50 слабее, чем у металла). В конечном счете из-за этого падает скорость подачи антифриза, происходит снижение объемов отводимого тепла и дополнительный перегрев.
Выпадение осадков. Еще один дефект, который несут многие антифризы, – выпадение нерастворимых микрочастиц. Силикаты образуют на поверхности металла нерастворимый слой, наличие которого имеет те же последствия, что и образование ржавчины.
Кавитация. Кавитационная коррозия или, проще говоря, кавитация – это образование и последующее «лопанье» пузырьков в жидкости, которая вот-вот закипит. Простейший пример кавитации, который можно увидеть своими глазами, - закипание чайника. Гудение, которое он издает при этом, - это и есть звук от схлопывающихся пузырьков.
Таким образом, все вышесказанное должно убедить всех людей, использующих в своей деятельности охлаждающие жидкости, в частности автомобилистов, что правильный подбор антифриза важен для нормального функционирования и деятельности, и к этой задаче стоит подойти с умом.