Вопрос состоял даже не в том, нужен ли утилизационный сбор в Беларуси или нет. Все уже давно приняли тот факт, что с 1 января в стране начнет действовать новый закон об уплате утилизационного сбора за автомобили, ввезенные или произведенные в Республике Беларусь. Другое дело, что белорусский авторынок совершенно не готов к введению таких драконовских мер, да еще в такие короткие сроки.
Готовность
По мнению автоэкспертов, требуется отсрочка не менее трех месяцев для введения данного положения в силу. За это время, собравшись за круглым столом, разработчики законопроекта и представители автомобильного бизнеса в Беларуси смогли бы выработать вариант, который бы удовлетворил обе стороны. Но государственные органы, напротив, проводят законопроект в жизнь под грифом строгой секретности. Что не позволяет не только найти компромисс, но и элементарно подготовиться представителям автомобильного бизнеса к серьезным переменам, связанные с введением утилизационного сбора на территории Республики Беларусь.
Один на всех и за ценой не постоим
Форсированное принятие закона об утилизации во всех нюансах, идентичного российскому закону, абсолютно не учитывает тот факт, что закон об утилизационном сборе в России, до его введения, прошел массу метаморфоз в соответствии с требованиями ВТО. Целесообразно ли сейчас вводить закон об утиль-сборе, равняясь во всем на российский, который вполне возможно, что снова придеться подгонять под нормы ВТО. В этом случае нам также придется править свой закон, чтобы он снова соответствовал закону соседа.
Разработчики закона считают, что на пространстве ТС законодательство должно быть едино. Но как оно может быть едино, если Казахстан отказывается от введения закона об утилизационном сборе, находясь в преддверье вступления в ВТО. О каком едином действующем законе на территории ТС может идти речь?
Утилизация авто как она есть
Представитель "Вторчермет" на вопросы журналистов не смог точно ответить, сколько будет стоить утилизация одного автомобиля. Примерная же цифра стоимости процесса утилизации - Br1,8 млн., когда стоимость металла, полученного с одного автомобиля, составляет примерно Br1,5 - 2 млн. То есть, вполне возможен взаимозачет и даже небольшая доплата автовладельцу. Получается, что в случае введения утилизационного сбора, государство не только получит деньги за отходы, но и еще снимет практически в 3 раза больше, чем это требуется за переработку автомобиля.
Потери государства
Кроме катастрофического оттока валюты в РФ, которую наши граждане оставят у российских дилеров, покупая ставшими более дешевыми, чем у нас автомобили, государство еще не дополучит в казну 1/3 стоимости с каждого нереализованного автомобиля у нас в стране.
Вот такие неутешительные перспективы прозвучали в речи представителей автомобильного бизнеса в Беларуси.
Но все эти предположения были подобны гаданию на кофейной гуще, поскольку с законо-проектом на данный момент знаком лишь ограниченный круг людей, участвующих в разработке законопроекта.
Поэтому мы решили побеседовать с человеком из этого круга, зам. начальника управления МИД Александром Александровичем, который принимал непосредственное участие в разработке законопроекта и вполне мог пролить свет на интересующие наших читателей вопросы.
- Белорусские автопроизводители, такие как "МАЗ", "Geely", "Zotye" согласно проекту договора не попадают под закон об утилизационном сборе, значит ли это, что они взяли гарантийные обязательства по утилизации своей продукции.
- Никаких обязательств данные предприятия на себя не брали. Поэтому они точно также попадают под уплату утилизационного сбора. Другое дело, что МАЗ будет субсидировать государство как в России КАМАЗ.
- Где и каким образом будет производиться уплата утилизационного сбора в РБ. Кто все-таки будет уплачивать утилизационный сбор: импортер либо покупатель?
- Пока проект находится в стадии разработки. В нем постоянно что-то меняется и вносится новое. Поэтому алгоритм уплаты утилизационного сбора еще до конца не отработан. Но могу точно сказать, что оплата утилизационного сбора будет производиться отдельно от уплаты таможенных пошлин.
- Будет ли взиматься утиль-сбор при перерегистрации ранее ввезенных транспортных средств внутри страны и на территории ТС?
- По логике вещей скорее да, чем нет. Но опять же повторюсь, что проект в стадии разработки и многое еще не ясно.
- Почему ставка утилизационного сбора указана в российских рублях, а не в евро или белорусских рублях?
- Это пробел, возникший при разработке проекта, и он будет в скором времени исправлен. Ставка утиль-сбора будет исчисляться в евро.
- Когда мы все-таки сможем увидеть окончательный проект закона об утилизации автомобилей?
- Примерная дата готовности законопроекта это 24 - 25 декабря 2013г.
Вот такой получилась содержательная беседа, пролившая свет на многие факты. Но на остальные вопросы мы сможем ответить только тогда, когда закон об уплате утилизационного сбора вступит в силу на территории Республики Беларусь, то есть 1 января 2014г.
Белорусский автобизнес могут сдать "в утиль" с Нового года