Сводки ГАИ по ДТП и еще многое другое. 20.03.2013 16:05 За прошедшие сутки на дорогах республики зарегистрировано 405 ДТП с материальным ущербом. Устройства для электронного снятия платы за проезд по платным дорогам уже в Беларуси 20.03.2013 15:15 В Беларусь поступила первая партия бортовых устройств, предназначенных для использования в системе электронного взимания платы за проезд BelToll, которая будет введена в эксплуатацию в Беларуси с 1 июля... Налоговики в ужасе: как прижать нелегальные СТО в Беларуси? 20.03.2013 14:50 Нелегальные СТО плюют на закон, а контролирующие органы умывают руки и расписываются в своем бессилии На Витебских заправках продавалась «смертельная» партия стеклоомывателей 20.03.2013 12:40 Во время рейда по витебским автозаправкам внимание сотрудников УДФР КГК по Витебской области, областной ГАИ и ОБЭП привлекли пятилитровые пластиковые бутыли со стеклоомывателем. Как оказалось, доля метанола в них превышала норму в...

Налоговики в ужасе: как прижать нелегальные СТО в Беларуси?

20.03.2013 14:50 | Источник: Интерфакс- Запад

Нелегальные СТО плюют на закон, а контролирующие органы умывают руки и расписываются в своем бессилии

Налоговики в ужасе: как прижать нелегальные СТО в Беларуси?

Что делать с нелегальными СТО — увеличивать штрафы или поощрять легализацию бизнеса? Контролирующие органы на распутье.

В Минске, по прикидкам экспертов, примерно половина рынка технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств находится «в тени». «По прикидкам», потому что официальной статистики на сей счет, как вы понимаете, не существует. Тем не менее в денежном выражении ущерб госбюджету страны оценивается примерно в Br500 млрд. Следовательно, реагировать на незаконное, с точки зрения государства, предоставление услуг все равно нужно. Но как?

Как сообщил представитель пресс-службы хозяйственного суда города Минска Вячеслав Сиваков, в середине марта в Мингорисполкоме прошло совещание с участием представителей мэрии, налоговиков и хозяйственного суда.

— Участники совещания отметили, что работа по возвращению нелегальных СТО в зону правового, налогового и технического контроля, несмотря на настойчивые усилия, вполне укладывается в известное выражение «гора родила мышь», — отмечает Вячеслав Сиваков. — Так, по итогам 2012 года службы и подразделения ГУВД Мингорисполкома обследовали почти 90 объектов, расположенных в частных домовладениях, гаражно-строительных и гаражно-производственных кооперативах. В итоге вынесено 67 предупреждений и составлен один протокол в связи с незаконной предпринимательской деятельностью. Налоговые органы столицы в том же 2012-м провели 46 внеплановых проверок, однако к административной ответственности удалось привлечь всего три физических лица, а сумма штрафов при этом составила лишь Br1,1 млн. Это равносильно стоимости скромного ремонта одной машины.

Что грозит «подпольным» автомеханикам?

В отношении лица, впервые оказавшегося в поле зрения инспекции МНС за осуществление нелегальной предпринимательской деятельности, выносится предупреждение. Если факт такой деятельности будет зафиксирован повторно, то будет составлен административный протокол.

Действия нелегальных гаражных мастеров сегодня квалифицируются по части 1-1 статьи 12.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Имеется в виду «предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления». Так вот, за подобную деятельность грозит штраф в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Так в чем же дело? Выявляй, штрафуй и конфискуй. Ан нет.

— Крайне низкая эффективность проверок обусловлена сложностью формирования доказательной базы для классификации осуществляемой деятельности как незаконной, ограниченностью правовых инструментов, которые находятся в их распоряжении, — поясняет Вячеслав Сиваков. — Это, к слову, мешает и хозяйственному суду выносить решения, адекватные допущенным нарушениям в теневом автосервисе.

Кнут или пряник?

По мнению заместителя министра торговли РБ Ирины Наркевич, если сферой услуг СТО заниматься вплотную, то нелегальные станции техобслуживания в Беларуси продержатся недолго.

— С появлением и развитием новых, легальных СТО потребитель отдаст предпочтение именно легальному сектору, поскольку это залог качества и безопасности, — считает эксперт. — Обращаться «в гаражи» сегодня автовладельцев заставляет в первую очередь ценовой фактор: там дешевле, поскольку данные субъекты не уплачивают налоги и социальные отчисления.

Участники мартовского совещания в Мингорисполкоме рассматривали различные варианты развития событий в сфере контроля над деятельностью СТО. В частности, обсуждали предложения о повышении минимального размера административного штрафа физическому лицу по части 1-1 статьи 12.7 КоАП РБ: по первому протоколу — от 100 базовых величин, повторно — от 400. Но, с другой стороны, «есть мнение», что вместо тотальной борьбы с теневым автосервисом можно максимально облегчить ему дорогу «к свету». Правда, есть одно «но»: в хозяйственном суде Минска отмечают, что сегодня официально узаконить этот бизнес в его нынешнем техническом состоянии не позволяет закон.

Напомним, что в декабре 2012 года постановлением Минздрава РБ №190 были утверждены Санитарные нормы и правила «Требования для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств». Данный документ устанавливает требования к территории, производственным процессам и оборудованию, микроклимату, вентиляции и освещению, водоснабжению и водоотведению, санитарно-бытовому обеспечению, условиям труда работников мастерских по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Разумеется, «дяди из гаража» в большинстве случаев не могут похвастаться безукоризненным выполнением этих и других норм. А значит, вопрос выбора между «кнутом» и «пряником» по-прежнему актуален.