Отсутствие таможенных пошлин не спровоцировала поток подержанных машин в РФ

05.02.2013 11:55 | Источник: БелГазета | Фото: БелГазета

Все ожидали, что с возможностью ввозить автомобили, растаможенные в период с января 2010г. по июнь 2011г., без доплаты таможенных пошлин вызовет настоящий бум среди продавцов автомобилей, желающих немедленно реализовать свой товар в Россию. Но этого не произошло. Почему? Мы решили разобраться вместе с Сергеем Михневичем, директором компании «Атлант-М Фарцойгхандель» и председателем Белорусской автомобильной ассоциации

Отсутствие таможенных пошлин не спровоцировала поток подержанных машин в РФ

Напомним, что согласно законодательства с 1 января 2013г. в Россию из Беларуси можно ввозить автомобили, растаможенные в период с января 2010г. по июнь 2011г., без доплаты таможенных пошлин. То есть, все, что было ввезено в Беларусь из старушки Европы, можно реализовать в России. Но при этом, что интересно, массового автомобильного потока, которого так ждали россияне, не произошло.

Одна из причин понятна. Большинство россиян успело закупить авто в первую волну по выгодным ценам.

Вторая причина - в попытке наварить на богатых соседях цены на ввезенные автомобили поползли вверх и потихоньку достигли уровня российских. В некоторых сегментах наблюдается и вовсе обратная ситуация - белорусские автомобили стоят дороже российских. В отдельных случаях такой разброс цен происходит и с новыми автомобилями.

Если в прошлом году у некоторых дилеров россияне делали до 50% продаж, то теперь белорусы потянулись в российские автосалоны, хотя, конечно, не в таких количествах. Может, поедут туда за подержанными вариантами? Возможно, но тоже маловероятно. Да, ценник иногда бывает ниже, причем существенно. Случается, разница в цене доходит до $500-1000, но кто ж добровольно захочет садиться в автомобиль, эксплуатировавшийся в России?

Так что пока белорусы активно закупаются у себя на родине, да и россияне все еще полны желания купить автомобиль с пробегом по Европе. Причем наибольшим спросом и у белорусов, и у россиян пользуются кроссоверы и внедорожники. По некоторым наблюдениям, машин этого класса на рынке порядка 50%.

Что произошло и чего ждать? Разобраться во всем этом нам поможет Сергей Михневич, директор компании «Атлант-М Фарцойгхандель» и председателя Белорусской автомобильной ассоциации.

- Начнем с того, что самым негативным событием 2012г. стала отмена льготы по НДС. Конечно, морально мы были готовы, но все равно это стало для нас неприятным событием и, несомненно, сказалось на всем рынке. Первое полугодие прошло под эгидой падения продаж у официальных дилеров в силу ценового шока, который царил на рынке. Можно сказать, что рынок начал восстанавливаться только во второй половине года с надеждой на то, что ослабится финансовая удавка и появится возможность продаж в кредит физлицам. К сожалению, этого не произошло.

Именно эти два фактора оказали весьма сдерживающее, ограничивающее воздействие на рынок. Это привело к тому, что в целом все наши надежды на прирост рынка в 2012г. свелись к нулю. То есть рынок не вырос. Но и не упал. Изменилось положение по сегментам. Вырос сегмент российских автомобильных брендов, а продажи иностранных в сумме оказались практически идентичны продажам за 2011-12гг. Можно сказать, что сокращение продаж некоторых брендов компенсировалось за счет российских марок.

В 2011г. было ввезено и продано около 20 тыс. машин, при этом автодилеры продали 2/3, одну треть - физлица. Мы говорим обо всех машинах - легковых, коммерческих, российских и иностранных. В 2012г. 20 тыс. - это уже продажи автодилеров. То есть автодилеры продали больше, чем в 2011г., но рынок не вырос. Вот этот момент нужно понимать. В целом продали больше ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и те бренды, у кого есть сборочные заводы в РФ.

- Пару лет назад говорили, что на авто российской сборки никто не пересядет. Безусловно, опасения по части качества такой сборки появились не на голом месте. Хотя думающие люди должны были понимать: на таких производствах человеческий фактор сведен к нулю. Россияне уже давно не задумываются над этими вопросами и стоят в очередях на автомобили российской сборки. Сломался ли этот стереотип в головах белорусов?

- На самом деле я бы не стал утверждать, что некоего предвзятого отношения к российской сборке нет у нас. Но в Беларуси модели иностранных брендов, которые производятся в РФ, имеют достаточно хороший имидж. Все, кто привозил автомобили российской сборки, продавали их «с колес», и продажи были ограничены только квотированием. И все эти продажи были в сегменте бюджетных классов - седанов, хэтчбеков, которые, по сути, практически на треть сформировали рынок. Это являлось основной тенденцией рынка в прошлом году, она будет продолжаться и в этом году. Это то, к чему привели тарифные меры таможенного регулирования в Таможенном союзе. То, чего добивалась Россия, она получила.

- В России, кроме бюджетных автомобилей, собираются еще и достаточно дорогие. Готов ли белорусский рынок к такому продукту?

- Сборка премиальных брендов в России пока еще находится в зачаточном состоянии. Там отношение к премиальным автомобилям местной сборки весьма отрицательное. Мне кажется, что белорусами такой продукт будет восприниматься также весьма критически.

Надо сказать, что тот же Polo sedan, который производится в Калуге уже третий год, получился достойным по качеству. Мы отслеживаем обращения и видим, насколько редки гарантийные случаи. Поэтому говорить о том, что в России не могут качественно собирать премиальные бренды, нельзя. Но на это нужно время. Объем рынка в России, Беларуси и Казахстане под премиальные бренды не настолько велик, чтобы для них создавать отдельные производства. Сегодня очень серьезно растет сегмент бюджетных седанов, весьма сдержанные прогнозы по росту продаж в среднем классе. Премиальные бренды имеют определенную стабильность, о каком-то скачкообразном росте речи не идет. Поэтому все автопроизводители думают о бюджетном классе.

- Но при этом очень многие производители переводят свои автомобили или свой имидж в люксовый сегмент. Кого ни возьми, все заявляют о своей премиальности. И при этом все нацелены на сегмент бюджетных автомобилей. Почему так происходит?

- Например, Volkswagen себя позиционирует как премиальный бренд в массовом сегменте. Все производители пытаются себя к этому подвести.

У нас народ в машине видит все-таки не только средство передвижения. Наши опросы целевой аудитории показывают, что во многих брендах присутствует имиджевая составляющая. И это не только на нашем рынке, но и в целом в мире. Поэтому стратегии многих автопроизводителей действительно похожи друг на друга. И критиковать в данной ситуации эту стратегию я бы не стал.

Что она за собой ведет? Не удорожание или удержание какого-то уровня цен. Она ведет за собой внедрение инноваций, которые присущи премиальным брендам, в массовом сегменте.

А это надо приветствовать. Вот мы выводим сейчас на рынок Golf 7, и когда в этом «гольфе» будут серийно предоставляться такие опции, как, например, адаптивный круиз-контроль, сканирование дорожных знаков, адаптивная подвеска и т.д., и это будет в массовом сегменте, почему это не надо приветствовать?

Покупатель может оказаться от этого, удешевив машину, но пусть это будет в списке опций. Так что такая ситуация нормальна. Это позволяет за умеренные деньги покупать себе машину, которая будет похожа на премиальный бренд.

- Возможен ли в этом году какой-то отток покупателей в Россию? Просто в сегменте б/у все идет к тому, что у нас уже дороже, чем в России. Опять же, у нас неразвита система trade-in, а в России есть весьма привлекательные экземпляры...

- Когда планировалась унификация таможенных пошлин, я говорил, что потоки поставки автомобилей в Беларусь сменят направление на 180 градусов. То есть если раньше машины шли из Европы в Беларусь, то теперь они будут идти с Востока. Так оно и происходит.

Это началось с новых машин, которых уже больше завозится из России. А что касается подержанных, я бы не спешил говорить об этом, время покажет. Сейчас есть возможность физлицам и юрлицам покупать подержанную технику за границей, по сути, по тем же ценам, что и в РФ. Да и белорусский народ больше доверяет европейским дорогам и европейскому продавцу, нежели российскому. Мы же понимаем, что в России вместе с автомобилем можно купить кучу проблем. Эти риски будут ограничивать ввоз машин из России, хотя продажи новых автомобилей российскими дилерами белорусам имели место. В течение 2012г. многие импортеры вели переговоры с производителями по адаптации цен после их поднятия после отмены льгот по НДС. На этом этапе были моменты, когда некоторые модели были в России дешевле, и наш покупатель мог поехать и купить их в РФ.

Но к концу прошлого года рынок как новых, так и подержанных автомобилей, в принципе, сбалансировался. То есть сегодня цены в Беларуси ненамного отличаются в ту или иную сторону и во многом обусловлены курсовыми разницами. Цены на машины, поставляемые в Беларусь по импортным контрактам, фиксируются либо в долларах, либо в евро. В Россию же основная масса машин завозится с фиксацией цен в российских рублях. И если рубль пляшет к основным валютам, возникает дисбаланс в ту или иную сторону.

Плюс ко всему в конце года российские автодилеры, переоценив потенциал продаж в IV квартале, затарились. Соответственно, акции по распродажам в РФ носили весьма драматический характер для продавцов. Для покупателей же это имело, напротив, привлекательный характер. И в период этих распродаж в РФ можно было найти машину дешевле, чем в Минске. Но это ситуативно. Сегодня акция есть, а завтра она заканчивается. В любом случае наши дилеры всегда найдут возможность пойти на какие-то скидки, дополнительные преимущества, чтобы покупатель остался у нас.

- Каких новшеств стоит ожидать от автодилеров в Едином экономическом пространстве в нынешнем году?

- Насколько мы знаем, есть решение Евразийской комиссии о том, чтобы унифицировать паспорт транспортного средства. Есть информация, что уже с 1 июля что-то произойдет. Будет создаваться некий единый паспорт транспортного средства, который до этого был только на территории РФ. Более того, будет создаваться его электронный аналог. Как это будет работать, как коснется автодилеров и конечного потребителя - пока неизвестно.

Пока в этом году есть только одно приятное новшество - это снятие барьера на автомобили, ввезенные и растаможенные по льготным пошлинам. Завершение этого карантина для нашего рынка, наверное, является благом, причем для всех. И для владельцев машин, и для автодилеров. И вот почему. Значительная часть этих автомобилей будет продана. У людей появятся свободные деньги. И это, несомненно, повлияет на рост цен на подержанные авто, хотя они и так высокие.

Это не может не радовать официальных дилеров. Чем дороже подержанный автомобиль, тем меньше разница в его стоимости с новым. Более того, обратите внимание, что российские автодилеры не меняли цены после введения утилизационного сбора. Но уже сейчас автодилеры в России активно переписывают ценники. Цены выросли от 2 до 6%. Наши дилеры цены не поднимают. И стабильность цен на новые автомобили при тенденции роста цен на подержанные делает, по сути, самую важную предпосылку для нас: увеличивается потенциал роста рынка новых авто! То есть больше покупателей задумываются о том, чтобы купить не подержанную за такие деньги, а новую. Как только появится возможность автокредитования, наш рынок будет очень динамично развиваться. Мы не дождались этого кредитования в декабре, не знаю, дождемся ли в этом году, но если ставка рефинансирования снизится до 12-15%, а ставки по рублевым кредитам опустятся до 20% и ниже, это будет важным толчком в спросе на новые машины.

- И какой класс все же будет расти? Бюджетный?

- Конечно! Цена подержанного автомобиля в хорошем состоянии колеблется как раз в области $15-20 тыс. Разница в несколько тысяч долларов является дилеммой для покупателей. И пока нет кредитования, они думают, что-то ищут на рынке, пригоняют из Европы. Но на рынке хороших машин уже не много. Всё Россия выкупила. И этот дефицит хороших машин с небольшим сроком эксплуатации, на которые всё поднимаются цены, и приближает покупателя к тому, что он начинает смотреть в сторону новых автомобилей бюджетных классов в неплохой комплектации. Мы, например, Polo sedan продали в 2 раза больше в прошлом году, чем в 2011г., и уже в 2012г. принимали заказы на весну этого года. Спрос на них был большой, но мы были ограничены квотами. В этом году объемы квотирования были увеличены, и будем надеяться, что, может быть, продадим в два раза больше, чем в прошлом году.

Выходит, что от России нам не уйти. Растет там класс бюджетных седанов - и белорусы будут пересаживаться на них. Очевидно, что и автомобили премиальных марок, собираемые в России, тоже рано или поздно придут и на белорусский рынок. А привлекательная цена может сломать любой стереотип или заградительные пошлины.