Одна из злободневных проблем современных автомобилистов - отсутствие мест для парковки автомобиля. Естественно, что большинство белорусских городов проектировались и застраивались не предполагая, что в недалеком будущем по их улицам будет ездить такое количество автотранспорта. Поэтому встать порой бывает просто некуда, и как не крути, со временем становишься настоящим асом парковки.
В первую очередь следует продумать, как потом будете выезжать с выбранного вами места для парковки. Для этого задайте себе несколько вопросов:
-Когда и во сколько планируете уехать?
-Что может измениться вокруг за это время?
Заранее следует побеспокоиться о безопасности себя и любимого автомобиля.
Не угрожает ли что-нибудь сверху: сосульки с крыши, или рядом мост красят, или дом штукатурят, или тополь с почками, или раскидистые ветви, щедро оккупированные птицами?
Не угрожает ли что-нибудь сбоку: близко проезжающие автомобили, тележки из супермаркета, дети с мячом?
Паркуясь вечером в свежем рыхлом снегу, имейте в виду, что снег под теплыми колесами подтает и провалится. И утром выехать будет весьма не просто. Поэтому сначала надо накатать колею: пять-шесть движений вперед-назад, чтобы утром иметь по ходу движения пару метров укатанной колеи.
Если рядом с вашим автомобилем находится детская площадка, не удивляйтесь потом вмятине на двери - это мячик прилетал.
Около торговых центров не старайтесь встать как можно ближе к входу. Концентрация «умелых» ездунов и тележек с покупками там очень высокая - лишнюю царапину или вмятину можно получить в два счета.
Оставить автомобиль на ночь у дома тоже не всегда тривиальный способ. Не стоит бросать машину рядом с мусорными контейнерами, мусоровозы, как правило, громоздкие и неуклюжие. Перегородить своим автомобилем проход к подъезду - гарантированный способ получить царапину от переднего до заднего крыла или сломанное зеркало.
О железном коне позаботились теперь самое время подумать о собственном комфорте.
Парковаться водительской дверью лучше всего к какой-нибудь недвижимости: стена, забор, столб. Тогда никакой рядом вставший умник не вынудит вас залезать за руль через пассажирскую дверь.
Бросая машину в слякотную погоду на обочине большой дороги, не удивляйтесь потом, что все стекла-зеркала по левому (или правому - тут уж как повезет) борту будут совершенно непрозрачные. Запасайтесь водой и тряпкой.
Перед тем, как «воткнуться» в ряд припаркованных машин, подумайте, как правильнее это сделать: передом или задом. Учесть надо и интервал между машинами, и ширину проезда. Чем больше приходится крутить рулем в разные стороны и двигать машину вперед-назад, тем неправильней принято решение.
Четвертое, но не менее важное, вежливость.
Хороший водитель поставит машину так, что и ему хорошо и окружающим никаких неудобств.
Запарковавшись в стесненных условиях, не распахивайте двери так же смело, как бы сделали это в чистом поле. Рядом стоящая машина ни в чем не виновата. Да и свою дверь должно быть жалко. И следите за своими пассажирами, особенно за детьми.
Также нехорошо "припирать" своим бортом водительскую сторону соседа - пробираться за руль через пассажирскую дверь - развлечение не из приятных.
Особенно внимательным нужно быть при парковке возле автомобилей с кузовом купе: чтобы выйти из него, водитель должен распахнуть двери на 20—30% шире, чем у седана либо хэтчбека.
Интересы других водителей нужно учитывать всегда.
Водителей, которые ставят автомобили с нарушениями правил, в народе нередко сравнивают с представителями отряда парнокопытных (от свиньи до козла и оленя). На всевозможных интернет-форумах вот уже несколько лет даже конкурс проходит под названием «Я паркуюсь, как олень»: «лауреатов» фотографируют и кладут им под дворники листики с изображением этого рогатого животного. Всех победителей объединяет одно — нежелание считаться с интересами других участников дорожного движения, мол, «я стал, а ты делай что хочешь: или обходи, или объезжай, или стой на месте, пока я не приду».
Правда, в ряде случаев водители создают препятствия другим неумышленно — просто при парковке не оценили правильно ситуацию, например, вышел вроде бы на «минутку» и поджал другого без плохих мыслей, но дела задержали на полчаса. Вышел, а там водитель заблокированного автомобиля уже дошел до состояния бешенства (он, оказывается, уже 25 минут ждет).
Для предотвращения подобных ситуаций рекомендуем оставлять под лобовым стеклом свои контакты, например, записку с номером телефона или визитку — если авто мешает, вас наберут и попросят отъехать. На стоянках, кстати, часто просят просто не ставить авто на ручник, а чтобы машина не покатилась - под колесо подкладывать камень, который в случае необходимости убирают и откатывают авто в сторону.
Теперь немного о местах парковки.
Тротуар-территория пешехода
В правилах дорожного движения написано, что парковка на тротуарах запрещена. Но для легковых автомобилей и мотоциклов есть исключение: их можно ставить на краю тротуаров, но для движения пешеходов должно оставаться как минимум 2 метра.
Увы, ситуация с парковкой в городах настолько печальна, что даже на официальных парковках (с синей разметкой, соответствующим знаком и парковщиком, собирающим деньги) упомянутое выше требование пространства для движения людей соблюдается не всегда. Сотрудники же ГАИ с рулеткой по тротуарам не ходят — все прекрасно понимают, что поставить автомобиль больше некуда. Однако это вовсе не означает, что права пешеходов нужно игнорировать — выходя из автомобиля, убедитесь в том, что остается свободное место для беспрепятственного прохода как минимум двух людей, идущих друг другу навстречу (хотя бы 1,5 метра пространства).
Блокирование же прохода может закончиться для автомобиля и его владельца неприятностями. Например, пешеход может неумышленно зацепить машину тележкой, кульком или сумкой, оставив царапины на дверях. Либо проходящий мимо «народный мститель» сознательно двинет ногой по бамперу или двери машины.
Зебра нужна для перехода
Случаев, когда автомобили ставят прямо на пешеходном переходе‚ предостаточно — высокие штрафы водителей‚ очевидно‚ не пугают. Помимо того, что такие автомобилисты создают для пешеходов препятствия (автомобиль нужно обходить), так еще, и они угрожают безопасности дорожного движения — выходящего из-за припаркованного на зебре автомобиля может не увидеть проносящийся мимо лихач. Кстати, по этой же причине нельзя ставить автомобили не только на самом переходе, но и возле него: согласно с ПДД, на протяжении 10 м от пешеходного перехода с обеих сторон.
Есть опасность для пешеходов и возле остановок общественного транспорта, где также часто любят парковаться водители — запрещено останавливаться ближе 30 м от посадочных площадок. На деле же, по личным наблюдениям, официальные парковки нередко нарисованы уже через 5—10 метров от официальных остановок. Интересно, что в случае ДТП по этой причине (например, сдавал назад и зацепил стоящего на остановке пешехода), доказать вину парковщика (не помог выехать) невозможно — законом их работа вообще не регламентирована (только указами администраций).
Паркинг - оставьте место соседу
Логику водителей, которые на официальном паркинге ставят машины таким образом, что занимают сразу 2—3 места, понять сложно. Между тем, часто именно этого одного места, которое занял «крутой мужик» на иномарке и не хватает, особенно‚ в выходной день на парковке возле торгово-развлекательного центра. Чисто теоретически, такого водителя могут привлечь к ответственности за невыполнение требований разметки.
Отметим, что ДТП-«cтуканчики» на парковках возле супермаркета — обычное дело. Часто из-за того, что один водитель криво поставил машину, другие автомобилисты выезжают, не видя всех препятствий. Поэтому в случае затрудненного обзора нужно попросить кого-то постоять и последить за дорогой.
Дистанция - ни вперед, ни назад
В большом городе часто приходится парковаться в малейшие «лузы». Особенно хорошо это удается делать водителям маленьких автомобилей — задним ходом они нередко умудряются стать так, что между ними и авто, впереди и сзади, остается лишь до 10 сантиметров. Они, однако, забывают при этом, что у соседей уровень водительского мастерства, во-первых, может быть ниже, во-вторых, не у всех авто настолько маневренные. Результат для человека, «поджавшего» другой автомобиль, может быть печальным — глубокие царапины на бампере. А все мы знаем, что перекрас автомобиля на сегодняшний день обойдется в копеечку.
Клумба - намек на паркозапрет
Борясь за права пешеходов на придомовых территориях, часто устанавливают заграждения для автомобилей. Это может быть, например: клумба с цветами, заборчик, пластиковые конуса, металлические паркоблокеры и так далее. Однако особо наглых водителей это не останавливает — они умудряются поставить автомобиль прямо возле клумбы, причем таким образом, что блокируют проезд других машин и затрудняют движение пешеходов, в том числе и родителей, прогуливающихся с детскими колясками. Результат — конфликты. В том числе нередки случаи повреждения неправильно припаркованных автомобилей разбушевавшимися пешеходами и проезжающими мимо автомобилями, движение которых также затруднено.
Особенно сильную агрессию вызывают водители, которые убирают препятствия, например, отодвигают клумбу или выкапывают блокиратор, пусть и установленный самовольно.
Автовыезд занимать нельзя
Таблички с надписями вроде «На выезде из гаража — не парковать», «Выезд из ворот — не занимать» устанавливают не зря: в этом месте должен проехать автомобиль. Кстати, в ПДД четко прописано: стоянка запрещена ближе 10 м от выездов с близлежащих территорий и непосредственно в месте выезда. Водитель, чей проезд заблокирован, имеет право позвонить в ГАИ и вызвать эвакуатор.
Ведь согласно законодательства, если автомобиль существенно мешает дорожному движению, его спокойно могут забрать.
Кстати, соблюдайте осторожность и выходя из автомобиля при парковке у обочины. Правила требуют, чтобы вы убедились в том, что не создаете помехи другим автомобилям.
Надеюсь, этот свод писанных и неписанных правил поможет начинающим водителям научиться правильной парковке, а их более опытным коллегам поможет обобщить собственные знания, чтобы стать настоящими асами парковки в современных мегаполисах.