Низкое качество дорожного покрытия не зря относят к первостепеннейшей проблеме всех автолюбителей Беларуси.
И если в Минске дорожное полотно находится в более или менее удовлетворительном состоянии, то в других городах, особенно в провинции и глубинках, на то, почему приходится ездить (дорогой это просто язык не поворачивается назвать), страшно взглянуть. Огромные ямы, рытвины, неровности. Причем все это зачастую на недавно отремонтированных магистралях. Впрочем, неудивительно, так как под ремонтом часто подразумевается положенный на скорую руку, в неподходящую погоду и без соблюдения стандартов асфальт, который остается ровным буквально первые несколько дней. Естественно, что ежедневная эксплуатация машины в таких условиях существенно сокращает срок ее службы, убивает подвеску и т.п., уж не говоря о том, что подобная езда в принципе опасна.
По сводкам ГАИ в прошлом году, только по причине дефектов дорожного покрытия произошло более 200 ДТП.
Но вся проблема в том, что водители избегают обращаться в ГАИ опасаясь того, что вина дорожных служб не будет установлена. Более того если выяснится, что дорожный дефект был обозначен соответствующими знаками, то его признают виновным в совершенном ДТП. И тогда придется не только выложить кругленькую сумму за ремонт собственного авто, но и выплатить штраф за ДТП. Приятного, согласитесь, мало.
Но несмотря на все эти водительские опасения, предписания, регламентирующие обращения ГАИ в адрес дорожных служб в случае обнаружения дефектов дорожного покрытия, все таки существуют. Кроме того каждый работник ГАИ знает адрес и телефон дорожной службы, ответственной за тот или иной участок, и в случае обнаружения каких-либо дефектов на дороге немедленно должен информироватьт об этом соответствующих лиц. В каждом отделении ГАИ есть журнал учета недостатков уличной дорожной сети, куда заносятся все замечания и контролируется исполнение их устранения.
В случае чего дорожные службы можно привлечь согласно статье 23 КоАП: "неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин".
Срок же устранения дорожных дефектов четко регламентирован СТБ 1291-2007, где указывается срок ликвидации каждого дефекта. При проведении мероприятий по повышению безопасности, учитывается прогноз погоды, техническая и материальную возможность его выполнения.
Все это конечно хорошо, скажете вы, но как быть с 87 пунктом ПДД который напрочь отбивает желание обращаться в ГАИ, звуча следующим образом: "водитель обязан быть внимательным и при обнаружении опасности "снизить скорость вплоть до остановки". И как часто в таких случаях водителю говорят: "Сам виноват, зачем "летел", почему не тормозил?!"
С таким тоже реально столкнуться, но все же, если вы проявите достаточно рвение и настойчивость - вы сможете получить компенсацию за повреждение своего авто, достаточную для ремонта.
Но для этого надо не уехать с места ругаясь сквозь зубы, а выполнить ряд следующих действий. Ведь выполняем мы это при ДТП, получая страховку, так зачем же лишать себя удовольствия получить компенсацию от дорожной службы?
1.Если вы налетели на такую колдобину или угодили в яму и настроены бороться - еще до приезда гаишников сфотографируйте место происшествия. Идеальный кадр: ваша машина с номерными знаками, сама яма и какой-то объект, который «привяжет» ЧП к реальному месту. Подойдут остановки общественного транспорта, таблички с названиями улиц.
Фотографируйте яму так, чтобы был понятен ее размер. Для этого положите рядышком мобильник или пачку сигарет. Из снимка должны быть понятны примерные размеры выбоины.
Ищите свидетелей, берите их телефоны. Они помогут в суде, двух-трех вполне хватит.
Следите за тем, чтобы в схеме ДТП, которую составляют гаишники, были максимально полно зафиксированы характеристики ямы (колдобины, приподнятого или открытого люка). Со всеми размерами. Если не согласны с мнением инспектора, запишите это в протокол.
2.Следующий шаг - экспертиза полученных повреждений и калькуляция стоимости ремонта. Проводить такую экспертизу должны специализированные компании, имеющие лицензию на деятельность подобного рода. Найти такую компанию можно в Интернете, вбив в строку поисковика такие слова как, например: "независимая оценка ущерба при ДТП". Обязательно интересуйтесь наличием лицензии.
Тем временем пресловутая "группа разбора полетов " в ГАИ должна определить виновника ДТП. Если это не Вы, тогда будет названа конкретная организация, ответственная за эксплуатацию данного участка дороги. На нее затем и нужно подавать иск в районный суд по месту, где зарегистрирована сия организация. Если в ГАИ назовут виновником Вас (пресловутый пункт 87.2 ПДД), то еще один круг - можно подать кассационную жалобу в суд, который может назвать виновником дорожников, и тогда готовим иск.
Кстати, в ГАИ рассмотрение подобных дел нередко затягивают до бесконечности, причем, бесконечность эта весьма условная - всего два месяца. После чего дело попросту прекращают в связи с истечением сроков привлечения к ответственности. В принципе вам все равно, привлекли или нет, вас должно интересовать признание владельца дороги виновником в ДТП.
Следите за проверкой дорожных служб. Если ГАИ устанавливает, что дорожники о проблемном месте знали, но его не обозначили и не убрали - берите документы и смело отправляйтесь в суд. Но перед этим еще можно выслать дорожной организации по почте требование о добровольном возмещении ущерба. К нему нужно приложить копии имеющихся у вас документов: протокол, постановления и справки ГАИ, акт экспертизы и оценки ущерба. Не получив ответа в течение месяца, можно подавать иск в суд.
Заявление
Для подачи иска в суд потребуются следующие документы:
1. Справка ГАИ о ДТП формы 3.
2. Копии протокола и постановления о привлечении к административной ответственности виновного.
3. Акт осмотра автомобиля с калькуляцией повреждений.
4. Фотографии поврежденной автомашины и дорожного полотна в месте ДТП.
5. Квитанция об уплате госпошлины.
3. Ну и последний шаг (для тех кто готов бороться до конца): можно подать иск и на ГАИ, поскольку в соответствии с действующими правилами несения службы сотрудник ДПС перед началом патрулирования должен проверить свой участок дороги и в случае обнаружения на нем невписывающихся в ГОСТы повреждений в виде ям, люков и пр. немедленно вызвать дорожников, а до их приезда позаботиться о безопасности движения по данному участку дороги, вплоть до того, что самому встать с жезлом перед ямой.
Правда, гораздо проще призвать к ответу дорожную службу, чем работников ГАИ за колдобины на дороге.
Есть такой полезный сайт www.belyama.by где можно не только почерпнуть полезную информацию о поведении при повреждении дефекта на дороге, но и добавить факт появлении дефекта и даже отправить заявление в местное ГАИ, и если дефект все таки не будет отремонтирован - отправить жалобу в суд.
Так как найти адреса электронной почты отделений ГАИ не просто, то приводим один из адресов УГАИ МВД Республики Беларусь
Адрес: 220036, г. Минск, ул. Грушевская, 7
Дежурная часть: (8-017) 218-76-35
Факс: (8-017) 226-11-92
Секретариат: (8-017) 218-77-8
Сайт: www.mvd.gov.by
Электронный адрес: uiosmvd@yandex.ru
А вот напоследок, чтобы немного расслабиться, небольшое видео как дорожники укладывают дорожное покрытие под дождем.
P.S согласно (СНиП 3.06.03-85): «Укладка асфальтобетонных смесей 10.16. Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 град.С, осенью — не ниже 10 град.С; теплых смесей — при температуре не ниже минус 10 град.С».
Ни ям вам, ни колдобин, Господа автомобилисты!