В Беларуси совсем недавно – 12 декабря – Национальным банком Республики Беларусь в очередной раз повысилась ставка рефинансирования – до 45%. Тем не менее, процентные ставки по кредитам на покупку новых автомобилей у официальных дилеров сегодня значительно ниже. Например, дилер Mazda совместно с двумя белорусскими банками предлагает своим клиентам кредитную программу в белорусских рублях по ставке от 29% годовых, без скрытых платежей и комиссий. Усиление конкуренции на рынке новых автомобилей и ухудшение платежеспособности потребителей принуждает прибегать к подобным мерам и других автомобильных дилеров.
На подобные кредитные условия возлагаются надежды и в связи с неизбежным 15-процентным удорожанием автомобилей из дилерских центров с 1 января 2012 года, когда НДС начнут взимать с полной стоимости автомобиля. Данная схема интересна как потребителям, так и дилерам, считает генеральный директор Белорусской автомобильной ассоциации Людмила Шабанова. «Если учесть, что сегодня можно положить деньги на депозит по процентной ставке 67%, то предлагаемые автокредиты выгодны с финансовой точки зрения», – поделилась она своим мнением. А при покупке автомобиля у дилера до 1 января 2012 года льготный кредит позволит потребителю сэкономить до 15%, пока льготная ставка НДС для юридических лиц будет сохраняться.
Приблизительно 80% наших сограждан, по данным автодилеров, погашают взятые на покупку автомобиля кредиты в течение двух лет и берут их на покрытие не полной стоимости автомобили, а лишь недостающей части.
Белорусскому автомобильному дилеру выгоднее продать автомобиль именно белорусу, который будет впоследствии обслуживать своего железного коня на сервисной станции дилерского центра. Россияне же, со стороны которых спрос в последнее время возрос, увозят автомобили к себе на родину и обслуживают их там. А потому запуск льготных кредитных программ свидетельствует о желании автомобильных компаний сосредоточить свои усилия на белорусской аудитории, а, например, дилер Mazda также рассчитывает тем самым стимулировать отложенный спрос, вызванный затруднениями с поставками японских автомобилей на белорусский рынок в первом полугодии, что было вызвано последствиями мартовского землетрясения и цунами в Японии.
«Во многих странах мира доходность от продажи автомобиля чуть ли не в десятки раз ниже, чем от сервиса, – пояснил Александр Сколубович. – В Беларуси же доходность дилера равномерно разделена на три составляющие: доход от продажи автомобиля, сервиса и продажи запчастей». Также, по мнению директора «Атлант-М Холпи», в преддверии новогодних праздников автомобильный рынок Беларуси ждет некоторое оживление. А в 2012 году после объединения экономических территорий не исключается появление на белорусском рынке российских импортеров.