Тема повышения таможенных пошлин на автомобили с 1 июля 2011 года в Беларуси стала больной еще тогда, когда об этом пошли первые разговоры. Стремление белорусского правительства вступить вместе с Россией и Казахстаном в Таможенный союз означало унификацию таможенных тарифов на территории трех стран. В качестве референсных были избраны (кто бы сомневался!) российские.
Для наших сограждан это означало одно – ввезти в Беларусь даже новый (не говоря уж о подержанном) автомобиль стало проблематично – растаможка выросла в 4 – 10 раз, снова сделав автомобиль для граждан Синеокой, и без того далеко не самых богатых, роскошью.
Многие из белорусов, озабоченных проблемой приобретения автомобиля и имеющие на него деньги побеспокоились заранее. В итоге ими был установлен рекорд: за первое полугодие 2011 года в Беларусь было ввезено более 250 тысяч легковых автомобилей, что примерно на 50 тысяч больше, чем фиксировалось на протяжении аналогичных периодов предыдущих лет. Однако после повышения таможенных пошлин ввоз автомобилей в нашу страну «сдулся» в 50 раз – лишь около 5 тысяч в период с 1 июля по 1 сентября.
Однако беспросветной ситуацию называть все же преждевременно. Дело в том, что Российская Федерация в 2012 году наконец-то должна стать полноправным членом Всемирной торговой организации, что предусматривает одновременное снижение таможенных пошлин на автомобили младше семи лет до 25%. На подержанные машины в возрасте 3 – 7 лет таможенная ставка в течение пяти лет снизится с нынешних 35% до 20%, а специфическая ставка с € 1,2 – 2,8 приблизительно до € 0,7 – 1,6.
Все это означает (должно означать), что ровно таким же образом таможенные тарифы будут скорректированы и на территории Беларуси и Казахстана. Ведь применение единого таможенного тарифа и других единых мер регулирования торговли товарами с другими государствами является одним из основных принципов функционирования ТС.
«Вступление во Всемирную торговую организацию одного из государств-членов Таможенного союза не может привести к отходу от указанного принципа применения единого таможенного тарифа всеми государствами-членами Таможенного союза», – сообщил в интервью электронному изданию Telegraf.by заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Полудень. И хотя вопросами внешней торговли занимается МИД, это не лишает нас надежды на то, что таможенные тарифы снизятся если не до прежнего уровня, то хотя бы до близкого к нему.
Смущает только, что даже вероятное предстоящее снижение таможенных пошлин на автомобили – процесс в любом случае достаточно долгий. То, что Беларусь поторопилась со вступлением в Таможенный союз с Россией и Казахстаном, не потребовав для себя больших выгод и не выиграв время – очевидный факт. Расплачиваются же за это вынуждены простые белорусы.