10 января был опубликован пресс-релиз «Об изменении размера биржевого сбора на торгах иностранной валютой в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Теперь все сделки по покупке валюты на бирже облагаются сбором в 2%. Очевидно, сделано это было для того, чтобы снять нагрузку с биржи, испытывавшей в последние месяцы 2010 года шквальный спрос на валюту при явном ее дефиците, и переложить часть этого спроса на межбанковский рынок. Кроме того, с 10 января 2011 года опять вступил в силу запрет на авансирование импорта за счет валютных кредитов белорусских банков.
Так чем же грозит Нацбанк со своим стремлением к совершенству простым белорусским гражданам, желающим приобрести автомобили в автосалонах Беларуси? "Ежедневник" разобрал сделку купли-продажи импортных автомобилей для белорусских автосалонов по пунктам.
Первое: белорусские дилеры покупают автомобили за валюту за границей. Второе: продажа автомобилей в розницу происходит за белорусские рубли. Третье: в связи с вводом 2%-ного биржевого сбора стоимость валюты, необходимой для покупки автомобиля, вырастет минимум на 2%. И это при покупке валюты юрлицом на валютной бирже. А при покупке безналичной валюты в белорусском банке стоимость увеличиться на 2% + наценка банка. Ведь согласно новым правилам, минимальный курс покупки валюты для юридических лиц в Беларуси теперь равняется курсу НБ РБ +2%. Очевидно, что на межбанковском рынке курс будет еще выше. Ни один продавец не будет продавать себе в убыток. Это закон бизнеса, и этот закон известен всем, в том числе и специалистам Нацбанка. Нетрудно догадаться, на чьи плечи ляжет данное «валютное регулирование».
В узком смысле автомобильного рынка это все означает повышение цен. Опытные клиенты знают: нужно внимательно читать договор. Если прайс-лист сформирован в валюте, то внизу таблицы мелким шрифтом, в примечаниях к примечаниям обычно можно прочитать: «Оплата в рублях по курсу Нацбанка плюс Х процентов». Эти самые Х процентов и составляли страховку дилера от возможных колебаний курсов. Но в начале 2011 года эти приписки или увеличились, или исчезли «до выяснения», пока ситуация на валютном рынке не стабилизируется (в этом случае покупателю нужно быть крайне осторожным – есть вероятность, что окончательную сумму покупки вы узнаете лишь на последней стадии сделки).
Так, белорусский дилер Skoda ввел 1,5%-ную поправку к прайсу, а раньше ее не было вовсе, валютные цены просто переводились в рубли по текущему курсу Нацбанка. Дилер Toyota, формирующий прайс-лист в белорусских рублях, просто переписал цены – в среднем плюс миллион рублей на автомобиль. Большинство же дилеров затаились в ожидании развязки.
Общая тенденция налицо: цены будут расти. Не добавляет оптимизма и запрет на авансирование импорта. Бизнес по продаже автомобилей – дело затратное. Немногие дилеры могут себе позволить работать на собственных деньгах. Тем автосалонам, которым не хватает собственных средств, приходится работать с привлечением кредитных.
И если нет договоренности об отсрочке платежа с иностранными поставщиками автомобилей, белорусским дилерам ничего не остается, как брать кредиты у банков в валюте. В результате ограничений Нацбанка по авансовым платежам за счет валютных кредитов белорусских банков автодилерам остается возможность авансирования импорта либо за счет кредитных ресурсов банков-нерезидентов, либо за счет собственных валютных средств, полученных от экспортных сделок. Это на порядок усложняет поставку товаров из-за рубежа и удорожает импортные сделки за счет обходных финансовых схем. А по закону бизнеса, данное удорожание ложится на плечи конечного покупателя, то наши с вами.