Как пассивный, так и активный (адаптивный) круиз-контроль более привычен американским машинам, нежели европейским, так как дороги за океаном более прямые и широкие, а пункты назначения обычно находятся на значительном удалении друг от друга. При постоянно растущем потоке машин на дорогах пассивный круиз-контроль становится менее полезным, но вместо того, чтобы отжив свое уйти в прошлое, система приспосабливается к новой реальности – машины, оборудованные активным круиз-контролем, могут пристраиваться к впереди идущей машине и, постоянно регулируя скорость, держать безопасную дистанцию.
Мы познакомимся с обычным пассивным круиз-контролем и посмотрим, какие перспективы перед автомобилистами открывает использование систем активного круиз-контроля.
Что делает пассивный круиз-контроль?
На самом деле у круиз-контроля больше функций, нежели просто следить за скоростью вашей машины. Например, круиз-контроль, изображенный на снимках, может ускорять и замедлять скорость авто на 1 км/ч по нажатию кнопки. Хотите ехать ровно на 5 км/ч быстрее – нажмите пять раз на кнопку. Кроме того, имеется несколько важных элементов безопасности – круиз-контроль отключается, как только вы нажимаете педаль тормоза, а также не активируется на скоростях ниже 40 км/ч, чтобы не было соблазна пользоваться им в городских условиях.
Система на фото, как и большинство, имеет пять кнопок - On, Off, Set/Accel, Resume и Coast. Шестой элемент управления – это педаль тормоза, а если в вашей машине механическая КПП, то педаль сцепления также привязывается к системе круиз-контроля.
Без кнопок «On» и «Off» на самом деле можно было бы и обойтись. Они включают и выключают систему, но часто вообще не используются – круиз-контроль выключается, когда водитель использует педаль тормоза, а включается нажатием кнопки «Set». ·
- Кнопка “Set/accel» говорит машине сохранять скорость, с которой та едет в момент нажатия. Нажмите эту кнопку на скосрости 90 км/ч и вы будете ехать со скоростью 90 км/чидальше. Нажавиудерживаякнопкуможноподнятьлимитскорости. В этой машине, используемой в качестве примера, одно нажатие ускоряет автомобиль на 1 км/ч.
- Если вы недавно отключили круиз-контроль воспользовавшись педалью тормоза, нажатие кнопки «Resume» скомандует машине вернуться к последней настройке скорости.
- Удержание кнопки «Сoast» заставит машину снизить скорость, как если бы вы убрали ногу с педали акселератора. Однократноенажатиекнопкиснижаетскоростьна 1 км/ч.
- Педали тормоза и сцепления оснащаются переключателем, который деактивирует круиз-контроль, как только нажата педаль. Поэтому, чтобы отключить систему вам достаточно легко нажать педаль сцепления.
Система пассивного круиз-контроля управляет скоростью автомобиля также, как и вы сами – регулируя положение дросселя. Но круиз-контроль приводит в действие клапан дросселя с помощью кабеля, соединенного с системой пневмопривода, а не через нажатие педали. Клапан дросселя регулирует мощность и скорость двигателя, управляя объемом воздуха, поступающим в него.
На фото вы можете видеть два тросса, соединенные со штифтом, который перемещает клапан дросселя. Один кабель идет от педали акселератора, а другой от системы привода круиз-контроля. Когда задействован круиз-контроль, система привода двигает кабель, соединенный со штифтом, который регулирует дроссель, но также и кабель, соединенный с педалью газа – вот почему педаль двигается вверх-вниз, когда работает круиз-контроль.
На многих машинах используются системы пневмоприводы, в которых вакуум нагнетается двигателем. Такие системы которые используют небольшой, электронно управляемый клапан, регулирующий вакуум в диафрагме. Это работает сходно с системой тормозных усилителей, которая снабжает дополнительной мощностью тормозную систему.
Мозг круиз-контроля - маленький компьютер, который обычно находится под капотом или за приборной доской. Он соединяет дроссель и несколько датчиков. Пассивный круиз-контроль следит за скоростью автомобиля, регулируя положение заслонки дросселя, поэтому системе необходимы датчики, отслеживающие скорость и текущее состояние дросселя. Работа круиз-контроля основывается на том, что система следит за сигналами элементов управления, получая информацию о заданной скорости и сигналы о необходимости отключиться.
Активный круиз-контроль
Сейчас полным ходом разрабатываются и совершенствуются более продвинутые системы круиз-контроля, которые могут автоматически подстраивать скорость автомобиля, сохраняя безопасную дистанцию перед другими машинами. Эта новая технология, называемая активным или адаптивным круиз-контролем, использует направленный вперед радар, который устанавливается за решеткой радиатора и способен определять скорость впереди идущего автомобиля и расстояние до него.
Подобно пассивному, активный круиз-контроль поддерживает установленную скорость. Однако может автоматически подстраивать скорость для того, чтобы держать должную дистанцию до транспортных средств впереди. Это достигается благодаря направленному вперед сенсору радара, процессору цифровых сигналов и специального контроллера. Если впереди идущий автомобиль замедляется, или впереди обнаружен какой-либо другой объект, круиз-контроль посылает двигателю или тормозной системе команду сбавить скорость. После, когда дорога чиста, система снова ускоряет автомобиль до установленной скорости.
Системы активного круиз-контроля развиваются и дополняются различными средствами активной безопасности, например устройством предупреждения о возможном столкновении, которое предупредит водителя визуальным или аудио сигналом о неминуемой аварии и необходимости тормозить или увернуться от угрозы.
Технический прогресс со временем не только увеличивает скорость и мощность автомобилей, но и содействует повышению их безопасности, продумывая каждую мелочь и добавляя в помощь водителю все новые и новые устройства. Системы круиз-контроля будут развиваться и далее, помогая водителю и делая езду безопаснее, но главным все-таки остается человеческий фактор, ведь об автомобильном автопилоте речь пока не идет.