В столичном автоцентре «4 Колеса» в пятницу прошел первый «Пресс-салон» - цикл мероприятий, на которых в неформальной обстановке могут пообщаться и обсудить проблемы автовладельцев руководители ГАИ и Министерства транспорта, директора автосалонов и специалисты СТО, владельцы парковок и представители дорожных служб.
За чашкой кофе у камина речь шла о проблемах обеспечения дорожной безопасности. Дало ли результаты введение фликеров? Почему пик ДТП в Беларуси приходится не на лето, как в европейских странах, а на осень? Кто больше виноват в смертности на дорогах – пешеход или водитель? Как сильно влияет исправность автомобилей на общую безопасность? Полуторачасовая дискуссия стала достаточно жаркой.
ДТП страшнее СПИДа
По данным Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения, в Беларуси за последние 10 лет в ДТП погибли более 18 тысяч человек, свыше 70 тысяч получили травмы. Каждые сутки на дорогах в среднем совершается 21 ДТП, в результате которых гибнут до 5 и получают ранения около 20 человек. При этом количество людей, пострадавших на автомобильных дорогах, значительно превышает число погибших и раненых при авариях с участием других видов транспорта. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий и стать более серьезной проблемой для здоровья людей, чем такие заболевания, как малярия, туберкулез и ВИЧ/СПИД.
Треть погибших в ДТП приходится на осень
По данным статистики МВД наиболее распространенные виды автопроисшествий – наезд на пешехода (42%) и столкновение транспортных средств (33%), а самые частые причины аварий на дорогах – превышение установленной скорости движения (16%), несоблюдение правил маневрирования (12%), нарушение правил проезда пешеходных переходов (9%), выезд на полосу встречного движения (7%).
Большинство людей погибает в первые часы темноты – в 17 часов зимой и в 22 часа летом. Самым же черным временем стали ноябрьские вечера.
«Именно осенью происходит около 30% дорожных происшествий, в которых гибнет практически 33% от общего числа погибших», – заявил Анатолий Сушко, начальник отдела научно-методического и правового обеспечения УГАИ МВД Республики Беларусь.
Больше всего ошибок на дороге делают пешеходы
Результаты исследований, которые на протяжении 10 лет проводит Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте, красноречиво говорят о том, что больше всего ошибок на дороге делают не водители, а пешеходы.
Из-за доступа пешеходов в места, не предназначенные для перехода, гибнет в 2 раза больше людей, чем от «пьяных» ДТП.
«Я считаю, что виноват не водитель и не пешеход - а тот, кто свел их в одном месте, - высказал свое мнение председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. – Именно поэтому нужно в первую очередь уделить внимание грамотной организации пешеходного трафика. Чтобы у людей не было соблазна переходить дорогу там, где не надо».
Молодые водители стали ездить аккуратнее
Около 80% виновников ДТП — владельцы индивидуальных транспортных средств. Однако директор школы экстремального вождения Сергей Овчинников отмечает, что «за последние три года уровень подготовки водителей заметно возрос. Молодые водители довольно уверенно чувствуют себя за рулем. Это связано с тем, что автошколы увеличили количество часов практического вождения по городу. Однако опасность попасть к непрофессиональному инструктору по-прежнему существует».
Садишься за руль – посмотри на колеса
В структуре картины аварийности 4,5% ДТП происходит из-за технической неисправности автомобиля. «Безусловно, автомобиль – не самолет, техосмотр которого проводится перед каждым полетом в обязательном порядке. Но ежедневно осуществлять минимальную техническую диагностику автомобиля возможно, это лишь вопрос дисциплины. Проверить состояние колес и зеркал, наличие или отсутствие подтеканий технической жидкости способен осуществить самостоятельно каждый водитель. Но если ежедневная проверка может вызывать вопросы, то техническая диагностика по диагностической карте в момент приобретения автомобиля – аргумент неоспоримый. Особенно, если это касается так называемых автомобилей с пробегом», – сказал Андрей Шевченко, директор салона «4 колеса».
СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛА
Как самостоятельно проверить техническое состояние авто
1. В первую очередь, нужно обратить внимание на давление в шинах, не спущены ли колеса.
2. Обратить свой взгляд под переднюю часть автомобиля, чтобы на асфальте не было подтекания технической жидкости.
3. Когда сели за руль – проверьте зеркала. Времени отнимает немного, а удобство при вождении гарантирует.
4. После того как запустили двигатель автомобиля, нужно проверить, не горят ли какие-нибудь предупреждающие лампочки на панели приборов.
5. Когда начали движение на авто, не спешите включать магнитолу. Прислушайтесь, нет ли постороннего шума: стука в подвеске, рева двигателя и т.д.
6. Если на ровной дороге руль ведет в сторону – это признак какой-то неполадки.
7. Если планируете ехать на дальнее расстояние, поднимите капот и проверьте масло, охлаждающую жидкость, жидкость для омывания стекол и щетки на лобовом стекле.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
- В среднем в республике на 1 тыс. жителей приходится порядка 275 единиц транспортных средств.
- В Беларуси допустимая доза алкоголя в крови водителей составляет 0,5 промилле. В России - 0,3 промилле. В Европе 0,3 промилле считается средним допустимым значением. В Чехии, Турции, Румынии – ноль промилле. В Англии, Люксембурге и на Мальте – 0,8 промилле.
- В 2007 году по вине нетрезвых водителей в Беларуси погибли 150 человек. За шесть месяцев этого года – уже 94 человека, хотя меры по наказанию пьяных водителей были ужесточены многократно.
- Пятница и суббота по количеству и тяжести ДТП считаются наиболее неблагоприятными днями недели.
- Самым опасным на дорогах является период с 17:00 до 20:00, а самое спокойное время – утром с 04:00 до 05:00.
- Сотрудники белорусского ГАИ пришли к выводу, что вероятность автомобильной аварии зависит не только от водителя, погоды или времени суток, но и от марки авто и его цвета. Согласно статистике ГАИ,самыми аварийными цветами являются синий, красный и белый. Машины именно этих оттенков чаще всего можно встретить на трассах Беларуси.
- Проведенные британской транспортной лабораторией исследования показали, что скорость реакции водителя в процессе набора SMS за рулем ухудшается на 35%. А это значительно хуже, чем у водителей, «принявших на грудь» разрешенную дозу спиртного (реакция медленнее на 12%). Более того, даже водители, покурившие марихуану, реагируют быстрее: их скорость реакции ухудшается «всего» на 21%.