БОРЬБА ТЕХНОЛОГИЙ
Постоянная борьба технологий находит свое отражение и в сфере автомобильных радаров. Их производители вынуждены постоянно улучшать свою продукцию, поскольку «по другую сторону баррикад» также не спят: только на отечественном рынке свои изделия представляют свыше десяти производителей. Водители с десятилетним стажем еще помнят украинские «Барьеры» и «Барьеры-2М», давно уже списанные.
Десять лет назад на вооружение белорусской ГАИ поступили первые «Соколы». Казалось бы, совсем недавно появились первые радары с видеофиксацией «Искра», вызвавшие тогда огромный интерес у автолюбителей.
Теперь же на службе белорусской ГАИ стоят современные «Арены» и «Визиры». О последних белорусские автолюбители знают пока не много.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Изобретение первого радара лежит на совести шотландского физика Роберта Уатта, который сконструировал первый действующий образец радара в 1935 году.
Радиолокационный измеритель скорости излучает электромагнитный сигнал, который отражается от поверхности металлических объектов. Отраженная волна снова принимается радаром. Тут начинает работать формула Доплера: «частота сигнала, отраженного от движущегося объекта, отличается от частоты излучаемого сигнала на величину, пропорциональную скорости перемещения объекта». По разнице частот радар определяет величину скорости объекта.
На практике дальность обнаружения, то есть расстояние, с которого радар может точно определить, насколько быстро передвигается автомобиль, зависит от многих условий: рельефа дороги, погодных условий, положения радара относительно транспортного средства. Если дорога извилистая, с подъемами и спусками, да еще вдобавок ко всему идет дождь, в этом случае дальность обнаружения заметно снижается, а показания радара могут искажаться.
НА ЧТО НАС ЛОВИТ
БЕЛОРУССКАЯ ГАИ?
На сегодняшний день в арсенале белорусской ГАИ числится шесть моделей радаров. Самая редкая модель – «Беркут-Виза». Таких радаров осталось буквально несколько единиц по всей республике. Далее идут «Арена», «Искра», «Искра-Видео К», «Визир» и «Сокол» - самый популярный радар.
Из радаров с видеофиксацией самыми распространенными пока являются «Искра» и «Искра-Видео К», хотя в настоящее время при закупках предпочтение отдается «Арене» и «Визиру» как наиболее современным приборам.
Одно время Руководство ГАИ рекомендовало инспекторам использовать в работе только радары с видеофиксацией, поскольку такие радары способны обеспечивать надежную доказательную базу. Но в зимнее время, когда отмечался рост ДТП, «Соколы» стали применять снова.
ЛИШЕН ПРАВ - «ВИЗИР» ТЕБЯ ВЫЧИСЛИТ
Остановимся подробнее на самых современных радарах - фотофиксаторе «Арена» и видеофиксаторе «Визир». Обе модели – российского производства, выпускаются в Санкт-Петербурге. Считается, что по возможностям российские радары, как бы громко это ни звучало, действительно превосходят многие мировые. Возможно, из-за того, что у нас повышенные требования к инспектору в плане доказательства нарушения. Если за границей полицейский сказал, то ему поверят на слово, у нас инспектору нужно доказать.
Когда «Визир» зафиксировал скорость – ее нужно показать водителю. «Арена» же может зафиксировать в потоке сколько угодно автомобилей, то есть позволяет контролировать поток. Зафиксированную скорость «Арена» по эфиру «перебрасывает» на ноутбук. И если на трассе работают несколько инспекторов – каждый из них может извлечь из ноутбука данные о нарушении.
Недостаток «Арены» в том, что она может измерять только скорость. «Визир» способен фиксировать любые нарушения фиксировать: проезд на красный сигнал светофора, несоблюдение дорожной разметки, знаков, нарушение ПДД пешеходами и т.д. Последнее особенно важно, ведь сегодня пешеходы, как известно, самые недисциплинированные участники дорожного движения, которым к тому же порой трудно доказать их нарушение. А «Визирем» можно пользоваться как обычной видеокамерой или фотоаппаратом. Все допущенные пешеходом нарушения сохраняются в памяти прибора.
С «Ареной» или «Визиром» белорусские гаишники могут работать на улице, возле автомобиля, могут измерять скорость как в одну сторону, так и в другую.
Если вдруг понадобилось оперативно измерить скорость, скажем, в движении впереди идущей или сзади идущей машины, «Визир» - незаменимая вещь. Иногда эти приборы комплектуются устройством для распознавания номерных знаков. При контроле за дорожным движением и измерении скорости происходит автоматическое считывание номерных знаков проходящего транспорта и проверка по милицейским базам, которые включают в себя базы угнанного и похищенного и находящегося в розыске транспорта, граждан, лишенных водительских прав.
«Арена» предусматривает два варианта - мобильный (на треноге) или стационарный. То, что мы видим в городе под мостами на кольцевой - стационарный вариант, он устанавливается на высоте от 5 до 8 метров. Кстати, в Минске «Арены» можно обнаружить по всему городу, а не только на МКАДе.
Информация с этих радаров передается двумя способами. Первый, когда раз в сутки приезжает инспектор и забирает информацию на ноутбук. А второй вариант - работа в реальном времени, когда за пару километров стоит патрульный автомобиль и инспектора останавливают зафиксированные «Ареной» автомобили-нарушители. Прибор работает постоянно, и инспектора тут же привлекают к административной ответственности.
ФАЛЬШИВЫЕ РАДАРЫ
Стоит заметить, что не все приборы, которые автолюбители замечают на улицах города и даже наносят на карту, гуляющую по Интернету, настоящие. Мировая практика установки фоторадаров такова, что наряду с настоящими работает и некоторое количество имитаторов. Правда, сменить имитатор на реальный фоторадар - дело нескольких минут.
НОВИНКИ НЕ ПРИЖИЛИСЬ
Известно, что в государственный реестр средств измерений РБ Белорусским государственным институтом метрологии (БелГиМ) недавно были внесены две новые модели: «Радис» и узколучевой измеритель «Рапира». Но на вооружение в белорусскую ГАИ эти приборы становится не торопятся. «Радиус» - прибор следующего поколения после «Искры». Его недостаток в том, что он не мобилен. Впрочем, «Рапира» - мобильный прибор для потока - белорусским гаишникам тоже почему-то не понравился и также вряд ли будет взят на вооружение.
ТРИ МИФА О РАДАРАХ
Поскольку не все понимают, «откуда радар знает скорость моей машины», общество родило несколько мифов, касающихся работы радаров ГАИ. Опровергнем три самых популярных.
Миф первый: CD против радара
Молва гласит, что если подвесить на лобовом стекле компакт-диск, то он будет «отражать» сигнал гаишного радара и, соответственно, не позволит определить скорость автомобиля. Напомним: чем лучше детали вашего авто отражают сигнал радара, тем лучше инспектор «разглядит» вашу скорость, другими словами, увеличивается дальность измерения. Любые плоские металлизированные поверхности наилучшим образом отражают сигнал радара.
Откуда взялся миф, легко вычислить. Мода на эту «примочку» пришла из Германии. На некоторых немецких автобанах есть ограничения скоростного режима, и нарушителей там фиксирует не только радар, но и фотокамера, которая должна зафиксировать водителя и доказать, что за рулем в момент нарушения сидел именно он, а не кто-то другой. Вот в этом случае компакт-диск способен отразить фотовспышку и создать блик, испортив таким образом снимок, служащий доказательством вины водителя.
Миф второй: автокосметика против радара
Якобы в Великобритании изобрели средство, которое при нанесении на кузов автомобиля делает его невидимым для радаров, получается этакая «машина-невидимка». Это тоже легенда, рожденная в борьбе с фоторадарами.
Одна из английских фирм, производящих бытовую химию, некоторое время выпускала спрей Flashtec, обладавший интересным эффектом. При нанесении на номерные знаки автомобилей он делал их нечитаемыми для стационарных камер слежения из-за проявляющихся бликов. В итоге полицейские получали фото транспортного средства, нарушившего скоростной режим, однако не могли предъявить официального иска, так как вместо номера на снимке было только белое пятно.
Дорожная полиция не стала терпеть подобное безобразие, и транспортный департамент Великобритании выпустил распоряжение: отныне водителей будут штрафовать на 1000 фунтов за использование данной антирадарной жидкости. Кстати, фирма-производитель, узнав о незаконном использовании своего продукта, тут же сняла спрей с производства.
Миф третий: радар-детектор и препятствие
Бытует мнение о том, что существуют детекторы, способные распознавать сигнал через любое препятствие. Дабы развенчать его, вспомним: радиоволны радаров распространяются прямолинейно и способны проникать через деревянные здания, листву деревьев, однако они не могут проходить сквозь сплошные и массивные препятствия (гора, бетонное здание) и огибать их. Поэтому если радиосигнал отсутствует, то детектор, являющийся, по сути, приемником, не может на него реагировать. Это же относится и к колоннам грузовых автомобилей, движущихся впереди в попутном направлении и отражающих сигнал радара.
ТТХ
Автоматический регистратор нарушений скоростного режима «Арена»
- Диапазон измеряемых скоростей - 20-250 км/ч.
- Погрешность измерения скорости - не более 2 км/ч.
- Рабочая частота излучения регистратора - 24,15 (+/-) 0,1 ГГц.
- Формат фотографии: JPEG, разрешение 640x480 пикселей (цветная, в темное время суток - черно-белая).
- Дальность действия радиоканала до мобильного поста ДПС - до 1,5 км.
- Диапазон рабочих температур: от -4 - до +60.
- В мобильном варианте количество контролируемых полос движения - 1 или 2, в стационарном - 1.
Видеофиксатор «Визир»
- Максимальная дальность измерения скорости на ровной дороге - не менее 400 м.
- Диапазон измерения скоростей - от 20 до 250 км/ч.
- Видеозапись со скоростью 12, 6 или 3 кадра в секунду.
- Графическое разрешение одиночного кадра - 640х480 пикселей.
- Дальность определения регистрационного номерного знака автомобиля по изображению на дисплее при его максимальном увеличении - не менее 80 м.
- Работоспособность от встроенного аккумуляторного блока - не менее 2 ч.
- Рабочая частота излучения - 24,150 ГГц.
- Аккумулятор и встроенный ЖК-дисплей обеспечивают работу инспектора без привязки к патрульной машине.
- Автоматическое измерение скорости в режиме «контроль».
- Автоматическая запись нарушения.
- Внесение в кадр значения измеренной скорости, времени и даты нарушения.
- Режим фотографирования, в том числе мест ДТП. В кадр вносятся данные об измеренной скорости, дате и времени снимка.
- Фотоизображение мгновенно передается по радиоканалу на компьютер, расположенный в патрульном автомобиле.
- Запись нарушений без контроля скорости.
- Возможность сохранения данных о нарушениях в архиве.
- Быстрый перенос информации на ПК.
- Расширение функциональности за счет внешнего монитора, ИК-ПДУ, компьютера. Регистраторы могут быть объединены в единую сеть и подключены к единому центру обработки информации.
- Автоматическое распознавание номерного знака.
- Получение статистической информации об интенсивности и средней скорости движения.
СПРАВКА РУЛЬ.by
По статистике, 20-22% всех ДТП в республике происходят по причине превышения скорости. На одном из прошлогодних совещаний заместитель министра внутренних дел генерал-майор Виктор ФИЛИСТОВИЧ поставил задачу в 2008 году окончательно отказаться от применения радаров. Им на смену должны прийти системы видеонаблюдения и видеофиксации. В столице должно использоваться не меньше 50 систем с видеофиксацией, в каждом областном центре - не менее 15.
ЗАКОННО!
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, вступившему в силу с 1 марта 2007 года (ст.18-13, ч.1-4):
- превышение скорости от 10 до 20 км/ч наказывается предупреждением или штрафом до 1 б.в.;
- от 20 до 30 км/ч - 1-2 б.в.;
- более чем на 30 км/ч - 2-10 б.в.;
- повторно в течение года более чем на 20 км/ч - 4-15 б.в. или лишение водительских прав сроком до года.