"Мы не случайно выносим этот вопрос на обсуждение, - сказал Зенон Ломать. - Тема, набившая оскомину: услугами автосервиса занимаются чуть ли не все подряд, а результаты очень слабые".
В Беларуси очень высок спрос на услуги автосервиса, поскольку в стране зарегистрировано около 3 млн. автотранспортных средств, принадлежащих индивидуальным владельцам. Услуги автосервиса обеспечивают более 3 тыс. станций техобслуживания. В 2009 году таких услуг через все каналы реализации оказано на Br525,6 млрд., что на 16,7% больше в сопоставимых ценах к 2008 году. По сравнению с 2006 годом объем услуг автосервиса в 2009 году возрос почти в два раза.
КГК рассмотрел ситуацию с автосервисом с точки зрения оценки руководителей государственных структур, которые обязаны обеспечивать постоянный контроль за осуществлением деятельности в этой сфере бизнеса. "Делается это в рамках упреждающего контроля, для обеспечения экономической безопасности государства", - отметил Зенон Ломать.
Автосервис в основном сосредоточен в руках частного бизнеса. "И это нормально", - подчеркнул руководитель КГК. Но проверки показывают, что в этой сфере имеются массовые нарушения действующего законодательства. И причина здесь кроется в том, что государственные структуры, которые обязаны контролировать, этого не делают. КГК установил факты, когда СТО годами существовала нелегально, и никто этого не видел. В данной связи Зенон Ломать адресовал критику в адрес МВД, Министерства по налогам и сборам, Госстандарта, Минторга, МЧС, Минтранса, Минздрава, Минтруда и соцзащиты, соответствующих служб рай- и горисполкомов.
В некоторых СТО нарушения приобрели массовый характер. Выявлен объект, где 27 дней не включали кассовый аппарат. Распространены нарушения, когда услуги оказываются без соответствующего сертификата. Заработные платы у работников автосервиса небольшие, не превышают Br300-400 тыс. в месяц.
По словам Зенона Ломатя, в этой сфере нет системы должного контроля в первую очередь местных исполнительных и распорядительных органов. "Их безучастность, равнодушие, бесконтрольность и приводит к таким результатам", - считает руководитель КГК.
Для наведения должного порядка в сфере оказания высокодоходных услуг автосервиса потребителям, включая услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, коллегия Комитета госконтроля рекомендовала правительству привлечь к ответственности должностных лиц ряда министерств и ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов за бесконтрольность и попустительство, за непринятие мер по наведению порядка в этой сфере. Зенон Ломать предложил создать межведомственную комиссию, чтобы объединить усилия госорганов по наведению порядка в сфере оказания этих высокодоходных услуг. "Мы должны проявить здесь настойчивость, чтобы получить результат, чтобы вывести этот вид бизнеса из теневой сферы", - подчеркнул председатель КГК.-0-