Записаться в автошколу сегодня можно без очередей и хлопот. Получил медсправку – через пару недель садись за парту. Разбежка в стоимости курсов невелика. Проблема в ином: за одни и те же деньги в разных автошколах учат по-разному. Курсанты одной организации сдают экзамен на права с первой попытки практически всей группой, курсанты другой дружно «заваливают» теорию и практику, за исключением нескольких человек. Чем это можно объяснить? Ответ мы попытались найти вместе со специалистами УП «Белтехосмотр», побывав с проверкой в нескольких столичных автошколах.
В рейтинге ГАИ автошкола «Арнист» находится на 50-м месте из 52 (с первого раза права получают лишь четверть курсантов). На руках у проверяющих – жалоба от матери одного из учеников. Претензий у минчанки Ирины Журавчук достаточно: первое занятие по вождению сыну предоставили спустя полгода после поступления в автошколу, нецензурная брань инструктора, подделка подписи сына за якобы отработанные часы… Факты, которые нуждаются в проверке.
Вместе с экспертом-аудитором Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Александром Микуличем и ведущим специалистом УП «Белтехосмотр» Дмитрием Нежевцом приезжаем на автодром в Колядичи, который арендует «Арнист». Нарушения фиксируются одно за другим. Оказалось, ни в одном из учебных автомобилей не опломбирован спидометр. В машине мастера Сергея Касьянова, например, разница показаний спидометра по документам и на деле составила 136 километров. Элементы площадки «габаритный тоннель» и «габаритный круг» засыпаны снегом – выполнять их невозможно. «Габаритной змейки» нет как таковой…
В учебном классе листаем конспекты лекций преподавателя Николая Басько. Что ни тема – сплошные выдержки из ПДД.
— Что такое пассивная безопасность автомобиля? – отложив в сторону конспект, спрашивает преподавателя Александр Микулич.
Тот долго медлит с ответом и на исходе второй минуты вспоминает лишь о подголовнике. Преподаватель теории с 26-летним стажем не может толком объяснить, какие бывают хваты руля, зачем спина водителя должна плотно прилегать к сиденью и каков правильный порядок действий при торможении. В экзаменационных билетах таких вопросов нет, однако ответы на них должен знать каждый начинающий водитель. Какую цель ставит лектор: разъяснить курсантам азбуку безопасности или натаскать на верные ответы в билетах?
Нашлись противоречия и в ведении документации. Например, по одним актам мастера в составе комиссии принимают внутренние экзамены и в то же самое время по другим — проводят занятия по вождению. Все недостатки должны быть устранены в ближайшее время. В противном случае не будет продлен срок действия сертификата.
Со многими замечаниями экспертов директор автошколы Анатолий Бородич согласился. По некоторым привел свои объяснения. С его слов, разбежка в километраже на спидометре машины Касьянова связана с тем, что мастер накануне ездил на СТО… Тем не менее опломбировать спидометры директор пообещал в ближайшее время.
Отдельно проверили жалобу Ирины Журавчук. С одной стороны, в документах стоят подписи курсанта за отработанные часы. С другой — есть подозрение, что они нарисованы чужой рукой. Руководство автошколы признает: возможно, мастер занимался самодеятельностью. Выяснить это трудно: инструктор уволен. И все же автошкола, насколько удалось понять, готова пойти навстречу курсанту и компенсировать взятые «с потолка» часы.
— Поймите правильно, нарушения можно найти в каждой автошколе. Где-то их меньше, где-то больше, — говорит Анатолий Бородич. – На мой взгляд, качество обучения так или иначе упирается в кадры. При приеме на работу нового мастера невозможно рассмотреть с первого взгляда. Только спустя три месяца видишь, что за человек перед тобой. Многое зависит и от курсантов. Большинство из них сдают экзамен в ГАИ спустя 3,5 месяца после начала занятий. Но мы не можем пустить человека за руль, пока он не усвоит дорожные знаки, правила проезда перекрестков, обязанности водителя. О какой практике может идти речь, если парень сдает теорию на одни двойки?
Во время недавней декады проверок автошкол в СМИ было выплеснуто много негатива. Могло даже создаться мнение, что ведется целенаправленный прессинг этих организаций. Однако это не совсем так. Если нарушения очевидны (а они бывают куда похлеще, чем описанные выше), то о них надо рассказывать. Такого принципа придерживается «Белтехосмотр». С другой стороны, не стоит замалчивать положительный опыт. В его наличии мы с Александром Микуличем убедились, когда пришли с проверкой в автошколу «Учебный центр БВД».
Первые 10 минут урока здесь посвящены анализу аварий в Минске, показанных утром на телеэкране. Затем курсанты разбирают домашнее задание – на большом листе бумаги каждый начертил подробную схему одного из перекрестков города со всеми знаками и разметкой. Для чего это нужно?
– Началось все с того, что 25 лет назад у меня на курсах один пожилой инженер никак не мог понять зоны действия знаков, — рассказал мне после занятий заместитель директора автошколы Леонид Козунов. – Я попросил его в деталях нарисовать отрезок улицы. Через день он приносит чертеж и говорит: «А мне помощь больше не нужна. Теперь уже я буду вам все объяснять». Конечно, многие курсанты поначалу воспринимают задание в штыки. Но потом, набив «шишек» за рулем, сами понимают, как важны чертежи. Они учат читать дорогу…
В «Белтехосмотре» приветствуют подобный творческий подход и полагают, что к нему должны присмотреться и в других автошколах. За положительным опытом посоветовали съездить также в автошколу «Авторалли плюс», которая лидирует среди учебных организаций Минской области. Здесь давно искоренили приписки и разного рода «неуставные» отношения между мастерами и курсантами.
– Словно ритуал, каждое практическое занятие начинается с записи показаний спидометра, – поясняет директор автошколы Светлана Войтешонок. – Курсанты сами контролируют инструкторов. У всех есть номер моего телефона. Если мастер перешел грань, достаточно одного звонка. Такая система сводит на нет злоупотребления…
О проблемах автошкол говорено немало. Это и текучесть кадров, и затраты на аренду учебных классов, машин, автодромов. Предполагалось, что ситуация улучшится, когда цены отпустят на свободу. Курсы подорожали, но в целом, как показывают проверки и статистика аварийности ГАИ, качество подготовки водителей заметно не улучшилось. Специалисты считают, что назревает необходимость реформирования самой методики преподавания, во главе которой должен стоять индивидуальный подход к обучению будущих водителей. А для этого предстоит не только внести изменения в учебные планы, но и заняться системной переподготовкой самих преподавателей. Далеко не все мастера имеют техническое образование, большинству лишь понаслышке знакомы основы педагогики и психологии. Отсюда грубость, хамство, безразличие к результату работы. Проект программы повышения квалификации разработан в «Белтехосмотре». Главная его задача – исключить появление случайных и некомпетентных специалистов в таком важном деле, как подготовка водителей.