Если в Америке и Европе влияние кризиса на автопромышленность стало заметно ощутимым уже в конце лета, то в Беларуси его последствия начали активно проявляться совсем недавно. Вчера в Минске состоялась очередная встреча Пресс-салона «4 колеса». Профессионалы автобизнеса собрались обсудить тему влияния мирового финансового кризиса на авторынок Беларуси.
Самый большой спрос - на машины от 3 до 10 лет
- Количество ввозимых в Беларусь автомобилей стабильно: за 9 месяцев этого года их ввезли примерно столько же, сколько за аналогичный период прошлого года - около 130 тысяч, но в денежном выражении показатель выше прошлогоднего на 24% - он достиг почти 1 млрд. долларов, - сообщил Александр Анатольевич ВАЛИЕВ, начальник отдела методологии таможенных платежей Госкомтаможни РБ. – Ощущается переток путей каналов импорта: в этом году юридические лица ввезли в два раза больше авто, чем в прошлом. Физические лица ввезли в Беларусь около 73,5 тыс. легковых автомобилей (на 32% меньше) на сумму около 430 млн. долларов, индивидуальные предприниматели и юридические лица импортировали 56 тыс. автомобилей (на 90% больше) на 560 млн. долларов. В совокупном объеме импорта 43% авто ввезли ИП и юридические лица. Для сравнения: в 2005 году эта цифра равнялась 1%. Налицо развитие легального импорта!
Если в 2006-2007 годах рост объемов ввоза наблюдался, в основном, среди новых авто, то сейчас наиболее ощутим рост ввоза автомобилей в возрасте от 3 до 10 лет.
Кстати, по количеству авто на душу населения Беларусь сегодня опережает Польшу, Чехию, Венгрию и Словакию. К примеру, в Польше на тысячу жителей приходится 243 авто, а в Беларуси – 261. Некоторые аналитики считают, что с такими темпами мы скоро сможем догнать автомобильную державу Германию, в которой на 1000 человек сейчас приходится 545 автомобилей.
Кризис не заставил белорусов пересесть на малолитражи
- Сегодня белорусы переориентировали свои предпочтения в пользу более дешевых автомобилей с пробегом, – считает Евгений ЛАХМАНОВ, руководитель компании «Автобай». – На новые машины денег не хватает, а взять кредит стало почти невозможным.
Но если в Европе или Америке автолюбители все чаще отказываются от прожорливых внедорожников и предпочитают малолитражки, то белорусы все еще не хотят отказать себе в удовольствии кататься на внедорожниках Уровень продаж в этом сегменте остается неизменным.
Что будет с ценами?
По мнению экспертов, цены на автомобили в Беларуси вряд ли изменятся.
- Ценовая война – самый последний инструмент, который мы рассматриваем в борьбе за рынок, - говорит Евгений Лахманов. - Можно переориентировать ассортимент, предложить более бюджетные варианты, дополнительный сервис.
Ситуация на рынке новых автомобилей абсолютно другая. Автобизнес столкнулся с серьезным падением продаж. Склады заполнены автомобилями, которые мало кто покупает, временно закрываются производства ряда автомобильных брендов. В Беларуси, как и во всем мире, большинство автодилеров стремятся распродать свои склады, так что покупатели ждут скидок.
Эту ситуацию подогревает отказ в автокредитовании белорусскими банками, что существенно сдерживает спрос и толкает покупателей на отказ от покупки либо на ее отсрочку. Несмотря на это, рост продаж новых авто за 10 месяцев этого года по сравнению с предыдущим годом вырос на 40%.
Автокредит получить все еще можно
По данным на 5 ноября, из 29 белорусских банков:
- 6 приостановили выдачу кредитов на авто.
- 8 не выдают кредиты на автомобили вообще.
- 2 временно не выдают кредиты в белорусских рублях.
- 3 временно не выдают кредиты в валюте.
Процентная ставка кредитов в белорусских рублях колеблется от 12,5 до 25%, в долларах и евро – от 14 до 24%. Кроме банка, выдающего кредит, значение этой цифры зависит от суммы кредита и предоставления справки о доходах. По неофициальным данным, в ближайшее время банки будут предоставлять новые условия для получения кредита, правда, в чем именно проявятся эти изменения, они пока держат в секрете.