Компания Bosch и Минский автомобильный завод отметили пятилетний юбилей сотрудничества

11.04.2012 16:25 | Автор: Евгений СУХОВЕРХ | Источник: www.rul.by | Фото: www.rul.by

9 апреля в Bosch Дизель Центре СООО «Автотехинжиниринг» состоялось мероприятие, посвященное пятилетнему юбилею сотрудничества Минского автомобильного завода и компании Bosch. Причем в числе его участников оказались не только представители «Автотехинжин иринга», но и члены команды МАЗ-Спортавто. Как оказалось, неспроста.

Компания Bosch и Минский автомобильный завод отметили пятилетний юбилей сотрудничества

Признаюсь честно, я отправлялся на это мероприятие скорее ради возможности познакомиться с боевым автомобилем команды МАЗ-Спортавто, прошедшим в этом году Дакар и финишировавшим тридцать первым в категории грузовиков, а также пообщаться с ее руководителем Валерием Козловским, по совместительству штурманом этого экипажа и его водителем Александром Василевским. Сама же диагностика грузовой техники, думал я, будет интересной, скорее, специалистам, работающим в этом профиле. Однако формат мероприятия неожиданно оказался шире, да и сам Bosch Дизель Центр СООО «Автотехинжиниринг» произвел приятное впечатление.

Вначале же нам устроили экскурсию по сервисному центру, попутно рассказав о том, что активно сотрудничать компания Bosch и МАЗ начали в 2007 году. С тех пор практически все двигатели серийных минских грузовиков обзавелись топливной аппаратурой немецкой марки – датчиками и электронными блоками управления, стартерами и генераторами, форсунками и насосами системы Common Rail.

В целом же сотрудничество Bosch и МАЗ идет по трем направлениям – это адаптация и тестирование двигателей нового поколения для их установки на МАЗовские шасси, испытания самих новых грузовиков, обучение персонала Минского автозавода в области диагностики и ремонта автотранспорта. Сейчас, например, сотрудники Bosch активно участвуют в испытаниях и наладке двигателей экологических стандартов Евро-4 и Евро-5 для техники МАЗа. Особо подчеркивается, что первый из установленных на грузовик МАЗ двигателей стандарта Евро-3 имел компоненты Bosch.

При этом Bosch участвует и в организации испытаний МАЗовской техники, на которую установлены ее запчасти и компоненты. В прошлом году Bosch, Минский автомобильный и Ярославский моторный заводы организовали экспедицию на север для моделей МАЗ 4571Р2, МАЗ 6516V8, МАЗ 531605, МАЗ 631708, МАЗ 6403В9 и МАЗ 5309В5, на которых была установлена топливная аппаратура Bosch. Автомобили за один месяц прошли по маршруту Минск – Москва – Нижний Новгород – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Тобольск, а затем в обратном направлении. После этих испытаний специалисты Bosch, МАЗ и ЯМЗ проанализировали технико-экономические показатели автомобилей и эффективность работы топливной аппаратуры в условиях повышенной сложности. По итогам этой экспедиции формировались в числе прочего и основные параметры специального исполнения машин.

Что же непосредственно до Bosch Дизель Центра СООО «Автотехинжиниринг», то он является также и сервисным центром МАЗ, что позволяет оптимизировать обслуживание МАЗов, причем не только с бошевскими компонентами. И именно с подозрением на неисправность двух форсунок сюда 9 апреля и прибыла «техничка» команды МАЗ-Спортавто в сопровождении боевого автомобиля, того самого, что преодолел маршрут ралли-рейда Дакар-2012.

«В общем-то, серийный автомобиль, на Купале сделан кунг, запчасти и оборудование, жилой отсек, – рассказывает Валерий Козловский о «техничке» пока с ее двигателя снимают те самые попавшие под подозрение форсунки. – Единственное отличие – двухрядная кабина с пятью оборудованными по регламенту местами и каркасом безопасности».

Но, разумеется, гораздо сильнее всех интересовал «боевой» автомобиль. А потому речь очень быстро зашла и о нем.

«Спортивный автомобиль  создан на базе серийной модели 5309 для военных целей, доработан конструкторами МАЗа, – охотно подхватывает тему Валерий Козловский. – Это почти серийный автомобиль. Стоят лишь спортивные амортизаторы. Резина марки Michelin («Белшина» пока, увы, не в состоянии создать шины такого уровня), а на техничке – Continental. Двигатель тутаевский, доработанный на ММЗ, мощность порядка 900 л.с. Это тот самый автомобиль, который доехал до финиша. Для такой гонки, как Дакар, занять 31 место из 76 стартовавших – это достойный результат».

Интересно, правда, что на «боевом» грузовике топливной аппаратуры Bosch нет. Однако эта ситуация может измениться уже в обозримом будущем.

«Организатором этого приезда явилось белорусское представительство Bosch, – продолжает руководитель МАЗ-Спортавто. – На сегодняшний день основную массу серийных двигателей,  на серийные МАЗы, топливное оборудование компании Bosch. Ведутся переговоры о том, чтобы белорусское представительство Bosch станет в ближайшее время техническим партером нашей команды. Мы надеемся, что на наших спортивных автомобиля (не только тех, которые уже есть, но и тех, которые появятся в будущем) будут устанавливаться какие-то элементы, а возможно и полностью оборудование Bosch.

На сегодняшний день ни на боевых, ни на техничках аппаратуры Bosch пока нет, она поставляется для серийных моторов. Здесь планируется установить в первую очередь те же форсунки, распылители, то, что хотелось бы видеть в самое ближайшее время. В настоящий момент стоят российские форсунки, на одном тутаевские, на другом ярославские. Когда создавались эти двигатели, были предприняты шаги, чтобы уйти от электроники, потому что те вибрации, которые автомобиль испытывает на гонках, электроника может просто не выдержать. Поэтому все максимально упрощалось, чтобы снизить вероятность выхода электроники из строя. Она убиралась по максимуму, там, где только возможно».

Тем не менее, по словам Валерия Козловского, мощность мотора удалось поднять со стандартных 420 до почти 900 л. с. Причем тутаевские специалисты ограничились лишь увеличением давления наддува и впрыска, а также настройкой другой топливной аппаратуры. Однако на новом автомобиле будет установлено уже ярославское «сердце», по конструкции, впрочем, аналогичное тутаевскому.

Также Валерий Козловский рассказал о том, что уже готовится техника к следующему старту на Дакаре. «Ходят слухи, и мы с собой эти слухи привезли, об ограничении объема двигателей 13 литрами, но технический регламент еще не готов, – сказал он. – Мы уже занимаемся регламентацией нового автомобиля, который отправится на Дакар в 2014 году. Но пока нет конкретных данных по ограничению, двигатель не определен». При этом глава команды отметил, что есть вероятность того, что ограничение рабочего объема для грузовиков останется и на прежнем уровне – 18 литров.

А что же с бошевской топливной аппаратурой? Появится ли она, все-таки, не дакаровских МАЗах? МАЗ-Спортавто ведет переговоры с белорусским представительством Bosch о том, чтобы уже на ралли Шелковый путь на гоночных грузовиках стояли если не форсунки, то, по крайней мере, распылители немецкой марки. Решение же об увеличении количества компонентов Bosch на МАЗах для ралли-рейдов будет, судя по всему, приниматься уже по итогам Шелкового пути.

Однако в грузовиках, в том числе и дакаровских, важен не только двигатель, но и шасси. А потому мой вопрос был связан с тем, насколько, по сравнению с серийными, у «боевого» грузовика были доработаны рама и мосты.

– Рама практически серийная, – отвечает Валерий Козловский. – На новом будет облегченная, из другой стали, более прочной и позволяющей сделать раму без потери прочности тоньше и, соответственно, легче. Мосты также серийные. Мы экспериментировали с мостами финской фирмы Sisu – они легче, но чувствительны к перегреву: летят сальники, и масло из мостов начинает гнать. На новом автомобиле все-таки будем использовать сисовские мосты. Сегодня машины тяжеловаты: первый грузовик весит чуть больше 12 тонн, второй уже около 11, в то время, как КамАЗ – 9,5 тонн. Третий будем пытаться довести до 9,5 – 10 тонн.

Грузовики, кстати, «живьем» впечатляют. Даже если не знать, что мотор гоночного выдает без малого 900 «лошадей», все равно легко поверить в то, что он способен ехать быстрее своих серийных собратьев. Позже я в этом убедился лично, но это было позже. А для начала нам показали, чем живет Bosch Дизель Центр. Если коротко, то живет он неплохо. Все оборудование, разумеется, новое, компьютеризированное по максимуму, что позволяет ускорить диагностику.

Пока же журналисты рассматривали то, как Bosch Дизель Центр устроен изнутри, те форсунки, что были сняты с технички, готовились к диагностике, на которую их вскоре и доставили.

– Сейчас будем тестировать форсунки «технички» и проверять их работоспособность, – вступил в разговор руководитель Bosch Дизель Центра Вячеслав Савич. – МАЗ уже есть в ESI [tronic] (фирменный интерфейс, обеспечивающий оперативный доступ к базе данных марок и моделей автомобилей, а также алгоритмам поиска неисправностей и подбору запчастей – прим. авт.).

Ультразвуковая диагностика форсунок, впрочем, не выявила неисправностей. «Можем смело ставить их на автомобиль, – объявил Вячеслав Савич. – Форсунки исправны, опасения не оправдались. Надо будет продолжить поиски: возможно, сбилась настройка регулятора, может быть, ТНВД требует дополнительных регулировок». При этом глава Bosch Дизель Центра добавил, что диагностика подобных двигателей осложнена тем, что в них все механическое – и форсунки, и насос, а потому все приходится проверять по отдельности.

Впрочем, техничка в тот день по сравнению с гоночным грузовиком отдыхала. После посещения диагностического центра оба автомобиля отправились на полигон в Липках, где журналистов познакомили с более естественной средой обитания этих машин.

Здесь уже главным действующим лицом стал Александр Василевский. Именно он катал представителей СМИ и других гостей и участников мероприятия на дакаровском грузовике. Собственно, после этого я еще больше утвердился во мнении, что ралли-рейды – настоящая  мужская работа. А ведь мы ехали далеко не на все деньги и лишь по паре минут каждый! В гоночных же условиях скорости выше, а дистанции длиннее.

Но и то, что было, запомнится на всю жизнь. Один только процесс посадки в гоночные «ковши» и затягивания пятиточечных ремней достоин отдельного описания. Итог же его – тело прижато к креслу намертво. Жаль, не выдавали шлемов – с ними ощущение погружения было бы более полным.

Но уже сам старт грузовика заставил усомниться в том, что он весит 11 тонн – не каждая легковушка способна так же резко и резво срываться с места. А вот в расход топлива в 50 л/100 км в «мирных» и около 120 л/100 км в боевых условиях верится даже очень.

Но еще больше поражает устойчивость автомобиля. Крены и при взгляде со стороны выглядят внушительно, а уж когда находишься внутри, кажется, что грузовик и вовсе вот-вот ляжет на бок. Но Александр Василевский спокойно давит на газ и машина без проблем взбирается на склон, чтобы уже на горизонтальной поверхности в очередной раз разогнаться и снова нырнуть в карьер. Нет, серийные грузовики в таких условиях точно не перевернутся. Просто потому, что не смогут здесь ехать так же быстро.

Тормозная динамика, к слову, впечатляет не меньше. По крайней мере, те грузовики, что до этого приходилось водить мне, точно не смогли бы замедлиться столь же стабильно и быстро, как это делает гоночный МАЗ 5309RR под управлением Василевского, который, кажется, как Артур Дент из книги «Автостопом по Галактике», летавший потому, что забывал о том, что может упасть, забывает о том, что вот сейчас можно перевернуться, а сейчас – вылететь в кювет, не успев затормозить.

А вот о потенциале, человеческом и техническом, команды МАЗ-Спортавто, помнит каждый из его членов. Помнит и верит в него. А потому можно не сомневаться в том, что их еще ждут успехи и на Дакаре, и на других ралли-рейдах. Во всяком случае, когда они этих успехов добьются, мы будем рады, но уже не будем удивлены. И да поможет им Bosch!