Заместитель начальника главного управления уголовного розыска МВД Анатолий Сакович говорит, что преступные группировки, которые масштабно могли бы развернуть свою «деятельность», не появляются в Беларуси уже несколько лет. И даже открытая граница с Россией не дает предпосылок для этого. Ведь сию нишу сыщики надежно прикрывают, предупреждая малейшее изменение криминогенной обстановки.
К слову, все 693 угона и кражи транспорта за семь месяцев текущего года совершались, как правило, так называемыми ворами-одиночками. Большинство из них «шли на дело» пьяными, без предварительной подготовки и планирования. Мотив преступления у таких людей такой же абсурдный: взять «тачку», чтобы прокатиться, после чего бросить ее. А вот продажа похищенного транспорта или его разборка на детали – менее распространенное явление и характерно, в основном, для крупных городов Беларуси.
Анатолий Сакович констатирует: традиционно чаще других угоняют автомобили российского производства с эксплуатационным стажем 15-20 лет – 31,5% от всех преступных посягательств на транспортные средства. Также в тройку лидеров входят «Фольксваген» и «Ауди». И если иномарки оказались самыми угоняемыми из-за массовой популярности среди населения, то «ВАЗ» – исключительно по техническим причинам. Эти автомобили легче взломать или подобрать ключ. Кроме того, владельцы «Жигулей» редко оснащают их противоугонными системами и сигнализацией.
Между тем, автопреступлений могло быть гораздо меньше, если бы владельцы «железных коней» скрупулезнее относились к элементарным правилам безопасности. К примеру, в одном из районных центров Минской области оплошность хозяев машин способствовала совершению трех нелепых угонов за короткое время. Во всех случаях автомобили стояли прямо возле дома, однако с незапертыми дверями и ключами зажигания в замке. А в столице две автокражи стали результатом рассеяности людей. За месяц воры дважды воспользовались ключами, которые хозяева иномарок утеряли прямо возле стоянок.
– Чтобы не лишиться своей драгоценной машины, в первую очередь, следует довести до автоматизма обязательный ритуал закрытия дверей, – советует Анатолий Сакович. – Не нужно прятать сигнализацию. Наоборот – вор должен знать, что ему придется повозиться. И дополнительная скрытая «сигналка» тоже не будет лишней. Оставляя автомобиль, также следует пользоваться ручным тормозом, применять блокировочные устройства на руль и педали.
Однако самым простым и относительно надежным вариантом защиты, по мнению сотрудников милиции, является установка противоугонных устройств. Еще один хороший способ защиты личного автомобиля – применение GPS-систем.
Сегодня «транспортная» проблема, с которой милиция сталкивается ежедневно, – кражи имущества из автомобилей и непосредственно воровство деталей с транспортного средства. Отлучились «на минуточку», а вернувшись, не находите ноутбука или бумажника на заднем сидении? Оставили машину на ночь в темном переулке, а утром не можете ее завести, так как кто-то снял «жизненно важные» детали с вашей «ласточки»? Не стоит приобретать горький опыт.
– Если нет возможности воспользоваться охраняемой стоянкой, ставьте машину в хорошо освещенном месте (под окнами), – продолжает Анатолий Иванович. – Не оставляйте в салоне ценные вещи, деньги. Эффективна и противоугонная маркировка основных узлов и агрегатов автомобиля. В случае кражи милиции будет проще их найти.
Правоохранители отмечают значительное снижение тяжких преступлений, где предметом посягательства является транспорт. В частности, по сравнению с прошлым годом в 2,5 раза уменьшилось количество разбоев – основного состава преступления, связанного с насильственным завладением транспорта, где существует угроза здоровью и жизни человека. Как правило, такие злодеяния происходят во время коммерческой сделки по обмену или продаже автомобиля.
В связи с этим оперативники советуют приезжать на встречу с потенциальным покупателем вместе с друзьями, назначать встречи в многолюдном месте и в светлое время суток.
Практика показывает, что элементарные меры профилактики помогут сохранить и имущество, и хорошее настроение. Самое главное – быть бдительными, чтобы не поплатиться за беспечность.