Ссылаясь на то, что зимний гололед образуется практически одновременно на значительной протяженности автодорог и его устранения требует значительных материальных средств и времени, «Белавтодор» практически признался в том, что не в состоянии справиться с этой проблемой. Для борьбы с гололедом и снегом они собираются ввести круглосуточное дежурство вплоть до 1 мая. Целью этого мероприятия станет сбор оперативной информации о состоянии автомобильных дорог, обеспечении безопасности движения и своевременного принятия мер по выполнению работ зимнего содержания автомобильных дорог.
Но эти слова никак не вяжутся с тем, что в основу зимнего содержания заложен принцип рационального использования материально-технических и финансовых ресурсов.
Речь идет не о ликвидации последствий снегопадов, а экономии средств на мероприятия связанные с приведением дорог в божеский вид.
Чтобы уж совсем не чем было крыть, приведены данные из стандартов, регулирующих работу дорожных служб в зимнее время, которые, судя по всему, уже давно не перерабатывались, не смотря на то, что количество транспорта у нас в стране значительно выросло.
Ведь по данным этого года в стране в личном пользовании граждан насчитывается около 3 млн. автомобилей. На одну тысячу жителей у нас приходится 279 машин, что больше чем на Украине и в Казахстане.
Зачем эта информация о регламенте выполнения обязанностей дорожной службы в зимнее время простому водителю, ума не приложу.
Но вот последнее их заявление о том, что "за ДТП, произошедшие по причине зимней скользкости во время выпадения осадков, а также в период директивного времени, отводимого для ее ликвидации, дорожные организации ответственности не несут", повергает просто в шок.
Это что же получается, что если ДТП произошло в результате несвоевременного принятия мер по выполнению работ зимнего содержания автомобильных дорог, соответствующие службы нельзя даже привлечь к административной ответственности?
Единственное, что предлагают автолюбителям, так это соблюдать правила дорожного движения, а также быть предельно внимательными и осторожными и выбирать скоростной режим, адекватный дорожным условиям.
Но решение самой проблемы не предлагается.
Может быть в других «снежных» странах ситуация складывается точно такая же?
А как же обеспечивают надлежащее состояние дорог в зимний период за рубежом. Не будем брать Россию и Украину, там дела обстоят не лучше чем у нас, а может даже и хуже.
Лучше обратимся на запад и посмотрим, как решают такие вопросы в старушке Европе и в США.
Опыт борьбы с обильными снегопадами в США и Европе.
В северных штатах США и Канады власти регулярно практикуют обращение к владельцам джипов или крупногабаритных автомобилей о помощи в уборке городских дорог. При этом помочь городским властям считается вполне в духе американского патриотизма. Этим даже не брезгуют заниматься серьезные и богатые люди на дорогих автомобилях. Установив на свою технику спецоборудование, они очищают местные городские дороги. Почему бы также не привлечь наших водителей к уборке дорог. Ну хорошо, с патриотизмом у нас слабовато. Но ведь можно придумать какое-то соответствующее вознаграждение?
А вот очисткой американских магистралей занимается спецтехника.
Тут уже выступают настоящие тяжеловесы: полная масса — до 20 тонн. Обязательно — полный привод. Мощные двигатели. Большие кузова, заполненные песком или бетонными блоками (чтобы тягач мог толкать отвалом несколько тонн снега, массу машины искусственно увеличивают с помощью балласта).
Характерная особенность американских снегоочистителей — мощная конструкция на «носу» для крепления переднего ножа, а также одна или две П-образных конструкции по бокам кабины — для крепления боковых ножей, или «крыльев», как их здесь называют.
Благодаря долговечности снегоуборочной техники в США практикуется следующее. Тридцатилетние ветераны-снегоуборщики возвращаются на родную фабрику для «полного капремонта»: им меняют двигатель, КПП, ржавые кузовные части — и можно работать еще четверть века! Тем более, что пробег невелик, а летом машина отдыхает.
Вот вам и на лицо существенная экономия технических средств.
Последняя группа, о которой стоит рассказать отдельно, аэродромные уборщики. Пожалуй, никто не описал их работу лучше, чем Артур Хейли в своем знаменитом романе «Аэропорт»:
«Жаль, что снегоуборочные команды не работают на глазах у публики! Зрелище это грандиозное и захватывающее.
Каскады снега гигантской дугой извергались с высоты ста пятидесяти футов; они сверкали и переливались в лучах фар и вращающихся прожекторов, установленных на крышах машин. В аэропорту эту снегоуборочную команду называли «Анакондой»: у нее была голова, хвост и все аксессуары змеи, и продвигалась она вперед, извиваясь, словно в танце.
Во главе ехал «лидер», старший техник на легковой машине. С помощью световых сигналов он общался с теми, кто следовал за ним: зеленый — «набрать скорость», желтый — «так держать», красный — «сбавить скорость», многократное повторение красного — «стоп».
За лидером следовал снегоочиститель номер один: это был гигант «Ошкош» с огромным ножом впереди и другим ножом поменьше сбоку. Первый снегоочиститель отгребал снег в сторону, второй подбирал все, что счищал первый, и, добавив свое, отгребал всю массу снега еще дальше.
За снегоочистителями шел «Сноубласт» — шестьсот ревущих лошадиных сил. Он всасывал снег, который отгребали оба снегоочистителя, и выбрасывал его могучим каскадом за пределы взлетно-посадочной полосы.
Затем шли грейдеры — пять в ряд — и ножами счищали все неровности. За ножом у грейдеров стояли крутящиеся щетки: они подметали полосу, словно гигантская метла.
Следом шли машины с песком: три огромных грузовика с бункерами вместимостью в четырнадцать кубометров каждый ровным слоем разбрасывали песок.
Последним ехал «хвостовой Чарли» — младший техник, обязанностью которого было наблюдать за строем и подгонять отстающих.
Кроме того, было еще «окружение»: резервный снегоочиститель, ремонтная машина с механиками, цистерны с бензином и дизельным топливом, а также вызываемый в определенное время по радио пикап с кофе и пончиками…»
Ну что впечатляет?
В Канаде, городским властям достаточно обратиться к гражданам, чтобы те не выезжали в период сильных снегопадов в центр города. И вы не увидите в городе ни одного автомобиля, ну кроме приезжих и служебных автомобилей.
Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 который содержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния — 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют около 1 млрд долларов.
В холодной Скандинавии и во многих странах Европе тротуары, за исключением центральных улиц, практически не чистят. Их выравнивают, уплотняют и посыпают гранитной крошкой. Которую потом аккуратно собирают специальными пылесосами, чтобы она не превращалась в мусор, а оставалась полезным городским имуществом. Кроме того гранитная крошка не дает таких разводов на обуви, как соль. Такой метод называется фрикционным и обладает такими полезными качествами как экологичность и возможность повторного использования. Правда есть и свои минусы, крошка задерживается на проезжей части до получаса и ее периодически сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.
Хуже всего в этом плане приходиться Японии.
В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах — по 15–20 см за ночь. В результате - к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие заснеженные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег. Потому в городах гололед не такое, уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Чтобы хоть как-то преодолеть гололед, граждане натягивают специальную зимнюю обувь, представляющую собой резиновый сапог с толстой рифленой подошвой.
Подытожив можно сказать, что каждая страна борется с обильными снегопадами в меру своих способностей и особенностей менталитета. Но есть что-то общее в их методах они – решают проблему.
И вполне возможно, какой-то из этих методов следует взять на вооружение «Белавтодор», чтобы все-таки решить проблемы с дорогами в зимнее время у нас в стране, а не перекладывать ДТП, возникшие в результате снегопадов, на плечи водителей.