Mazda решила сфокусироваться на выпуске автомобилей премиального сегмента. На такой шаг японскую компанию толкает падение продаж, вызванное глобальным снижением интереса покупателей к машинам в массовом сегменте. Эксперты считают, что для того, чтобы сделать шаг наверх, производителю придется приложить немало усилий.
О смене глобальной стратегии компании Mazda заявил ее президент и владелец Такаси Яманучи. Именно за счет машин премиум-класса Mazda рассчитывает повысить продажи и увеличить свое присутствие на мировом авторынке.
«Вопрос заключается в следующем: чего стоит автопроизводитель, занимающий на рынке лишь долю в 2%? — цитирует Яманучи издание Automotive News. – Мы часто обсуждаем это внутри компании и пришли к выводу, что если мы будем выпускать обычные автомобили для массового рынка, то для нашей дальнейшей деятельности не будет особых причин». Другими словами, первое лицо компании дал понять, что если Mazda не предпримет радикальных шагов, само существование бренда будет поставлено под вопрос.
Другие источники в компании также подтверждают, что финансовые трудности и нынешние продажи – 1,3 млн автомобилей в год по всему миру – ставят Mazda на грань выживания.
Завоевать новую для себя нишу японская компания планирует при помощи новых моделей, которые появятся в ближайшие годы, а также современных технологий и новой дизайнерской концепции. Это должно помочь производителю опередить своих японских конкурентов и другие массовые бренды. Согласно плану, озвученному Яманучи, компания к 31 марта 2016 года должна на 43% увеличить продажи на самом важном для себя американском рынке – должна быть достигнута планка в 400 тысяч машин в год. При этом еще год назад сам Яманучи признавал необходимость понизить этот прогноз, но теперь решил оставить планку на прежнем уровне. В этом финансовом году, который завершится 31 марта, Mazda рассчитывает продать в США 280 тысяч машин. Текущие продажи у японского производителя выросли на 9% по сравнению с прошлым годом, однако общий рост авторынка США сейчас составляет порядка 14%.
Сейчас у компании есть только одна модель бизнес-класса – Mazda 6, однако предыдущие два поколения этой машины на место в премиальном сегменте явно не тянули. Новое, третье поколение «шестерки», мировая премьера которой состоялась в сентябре на Московском автосалоне, подобралась к классу люкс гораздо ближе. При этом стоит учесть, что сама модель разрабатывалась задолго до объявления о новой стратегии, поэтому по-настоящему премиальные модели Mazda должны появиться в будущем.
Базироваться они будут на технологиях нового поколения, которые объединены названием Skyactiv. Они затрагивает двигатели, шасси, трансмиссию и кузов автомобиля. В частности, Skyactiv повышает производительность мотора и существенно экономит топливо (ожидается, что в 2015 году машины компании будут потреблять его на 30% меньше, чем в 2008-м). Первой глобальной моделью, в которой новая технология получила воплощение, стала последняя версия Mazda CX-5. Ожидается, что к 2016 году 80% выпускаемых «Маздой» машин будет оснащаться Skyactiv.
В компании выделяют несколько особенностей нового модельного ряда Mazda, которые приближают ее к премиальному сегменту. Прежде всего, это новое дизайнерское направление KODO — «душа движения». В рамках этой концепции у автомобиля ярче выражена динамичность и спортивность кузова. Кроме того, производитель собирается уделять больше внимания обслуживанию клиентов в своих дилерских центрах. Также к числу «прорывных» в компании относят новые системы активной безопасности, предотвращающие ДТП, а также более мощные и экологичные дизельные двигатели.
«Вот так мы стремимся быть похожими на премиальный класс», — заявил Яманучи, добавив, что компания собирается привлекать новых клиентов не скидками, а качеством своих автомобилей.
Глава компании отмечает важность рейтинга качества Consumer Reports, в основе которого сотни тысяч отзывов американских автовладельцев. Второй год подряд Mazda занимает в нем четвертое место среди 28 марок. В компании прекрасно понимают, что чем выше будут в нем позиции, тем лучше у бренда будет репутация в глазах пользователей.
В России положение автопроизводителя можно оценить двояко. С одной стороны, доля компании на отечественном рынке составляет всего около 1,5%, по объемам продаж среди японских компаний она занимает лишь четвертое место. С другой стороны, автопроизводитель демонстрирует неплохую динамику роста.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с января по октябрь этого года в стране был продан 38 831 автомобиль, что на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Кроме того, в сентябре в Приморском крае компания в партнерстве с Sollers открыла новый завод проектной мощностью 100 тысяч машин в год.
В сентябре же с конвейера завода сошли первые машины: пока это кроссовер CX-5, но уже в будущем году на предприятии планируется развернуть производство обновленной Mazda 6.
«Шансы попасть в класс «премиум» у Mazda есть, но для этого придется приложить немало усилий, — заявил аналитик «Финама» Дмитрий Баранов. – В этом сегменте множество игроков — потеснить их компании будет непросто. Возможно, Mazda придется делать отдельный премиальный бренд, как тот же Lexus у Toyota. Это очень существенные затраты, причем не только финансовые, но и творческие: нужно проводить мировую информационно-разъяснительную компанию, где будет объясняться новая стратегия».
Эксперт считает, что для создания определенной репутации у будущих покупателей Mazda придется приложить максимум усилий. «И не факт, что нужный результат будет, достигнут с минимальными издержками. Конечно, не хочется лишать руководство компании мечты, но нужно соотносить свои возможности с реалиями», — осторожничает Баранов.
По его мнению, решить финансовые проблемы можно было бы, сделав ставку на развивающиеся рынки. «Если активнее там работать, продвигая существующие модели, возможно, удастся исправить ситуацию с относительно небольшими глобальными продажами», — считает он. В этой связи эксперт положительно оценивает открытие завода в Приморье. Баранов считает, что многие жители Дальнего Востока, с их хроническим неприятием отечественных автомобильных брендов, могут легко пересесть на Mazda.