Пятый этап сезона 2012 года главнейшего из существующих чемпионата мира – Формулы-1 – прошел в Испании, на трассе Каталунья Монтмело в Барселоне. Победу на нем, первую в своей карьере, одержал венесуэльский пилот команды Williams Пастор Мальдонадо.
Свой потенциал подопечный сэра Фрэнка Вильямса продемонстрировал еще в субботу, когда не просто пробился в финал квалификации, но и завоевал второе место. Поул достался пилоту McLaren Льюису Хэмилтону, показавшему время 1.21,707. Однако по завершении быстрого круга команда попросила чемпиона 2008 года остановиться и не доезжать до боксов – в баках его автомобиля было слишком мало топлива и доедь Хэм до боксов, его объем оказался бы меньше положенного литра, что является нарушением.
Однако в регламенте есть другой пункт, предписывающий инженерам команд заливать в баки такое количество бензина, чтобы гонщик смог без труда вернуться на пит-лейн. А потому действия команды McLaren были признаны нарушающими правила, результат Льюиса аннулирован, а сам он отправлен на последнее место, позади даже индийского представителя HRT Нараина Картикеяна, не вошедшего по итогам квалификации в 107%, но допущенного к старту (по ходу свободных практик он укладывался в эти самые 107%).
Запомнилась субботняя квалификация еще и тем, что ее откровенно провалили Дженсон Баттон из McLaren и Марк Уэббер из Red Bull, занявшие, соответственно, одиннадцатое и двенадцатое места. Немногим лучше, впрочем, выступил и напарник Марка, действующий чемпион Себастьян Феттель, который в финал квалификации прошел, но не проехал там ни одного быстрого круга, расположившись на седьмой позиции, перед Шумахером, поступившим также, позади которого в свою очередь оказался представитель Sauber Камуи Кобаяси. Японец, в отличие от двух немцев, не смог проехать в финальном сегменте не одного быстрого круга не из-за того, что у команды не осталось свежих комплектов резины, а по причине технических проблем, которые возникли на его болиде после окончания второй части квалификации. Другой невеселый итог – шестнадцатое место бразильского пилота Ferrari Фелипе Массы, которое, впрочем, мало кого удивило.
Зато другой феррарист, двукратный чемпион Фернандо Алонсо, после дисквалификации Хэмилтона на стартовой решетке своего домашнего гран-при занял второе место. А первое досталось будущему триумфатору, Пастору Мальдонадо.
Старт, однако, лучше удался Алонсо, который вышел в лидеры. А за спинами двух испаноговорящих пилотов между собой разбирались пилоты Lotus: финн Кими Райкконен обошел француза Ромена Грожана в борьбе за третье место. Чуть позже Грожан уступил еще одну позицию Нико Росбергу.
На седьмом круге гонки Марком Уэббером была открыта первая волна пит-стопов, а на тринадцатом произошел инцидент, который запросто мог бы многим испортить заезд, ведь многие тогда подумали о вероятном выезде автомобиля безопасности. Хотя некоторые и из этого извлекли бы выгоду. Дело в том, что на торможении перед первым поворотом в заднюю часть болида Williams бразильца Бруно Сенны въехал Михаэль Шумахер, после чего асфальт усыпало мелкими обломками. Семикратный чемпион припарковал свой Mercedes в гравии, а племянник Айртона Сенны продолжил движение, однако повреждения его автомобиля оказались серьезными и до боксов он не доехал.
«Идиот!», – прокричал Шумми по радиосвязи в первые секунды после аварии. Не признал себя виновным он и после гонки, подтвердив, таким образом, ожидания Сенны, который также не желал брать вину на себя. На дороге обычно виновен тот, кто совершает наезд сзади – несоблюдение дистанции на его совести. Видимо, в случае с коллизией Сенны и Шумахера судьи Гран-при Испании рассудили так же и признали и без того довольно очевидную правоту бразильца. А вот Красный Барон теперь потеряет пять мест на старте Гран-при Монако.
Впрочем, вовсе не потеря вероятных очков омрачила радость коллектива Williams, чей гонщик победил в сто четырнадцатый раз за всю ее историю. Гораздо более серьезная неприятность случилась спустя полтора часа после финиша гонки – в боксах возник серьезный пожар! Весь пит-лейн был затянут дымом, хотя с пламенем сотрудники самой Williams, Marussia, Caterham, Force India, а также противопожарные службы автодрома справились довольно быстро. Были и пострадавшие: тридцать один сотрудник разных команд был направлен в медицинский центр, а семерых из них позже перенаправили в различные местные госпитали для прохождения углубленного обследования.
По предварительным данным, пожар возник из-за взрыва батареи KERS на болиде Сенны. И хотя сотрудники Williams не позволили огню добраться до бочек с бензином, он все равно нанес ущерб на несколько миллионов долларов. А потому команды Формулы-1 приняли решение оказать Williams помощь, в том числе техническую, предоставив британскому коллективу оборудование для замены пострадавшего при пожаре. Кстати, вспыхни он на несколько минут раньше, когда в злополучных боксах было много людей, и последствия могли бы быть серьезнее и даже трагичнее.
Но все эти невзгоды, которые Williams переживет с честью, ждали ее позже. А тогда, после тринадцатого круга, еще необходимо было преодолеть значительную дистанцию гонки. В очередной раз не обошлось без заминки (и опять с левым задним колесом!) во время пит-стопа Хэмилтона. Впрочем, британец от этого почти ничего не потерял.
На девятнадцатом круге началась вторая волна смен покрышек, после которой Мальдонадо, посетивший боксы раньше Алонсо, вернул себе лидерство в гонке, чему помог и трафик, в котором застрял испанец. Хотя и сам Пастор был быстр на свежей резине.
Тем временем себе подпортили гонку Феттель с Массой. Но лишь тем, что не сбросили скорость в зоне действия желтых флагов, за что оба были наказаны проездом через пит-лейн.
Отрывы между Мальдонадо и Алонсо, а также между Алонсо и Райкконеном к середине дистанции были уже заметными. Причем в случае с Алонсо этому поспособствовал французский пилот Marussia Шарль Пик, долгое время не желавший пропускать двукратного чемпиона, будучи при этом круговым. Именно за игнорирование синих флагов он и получил штрафной проезд через пит-лейн. Но вместо того, чтобы проехаться вдоль боксов, Шарль припарковал свой болид в гараже и выбыл из гонки.
На тридцать девятом круге началась третья волна пит-стопов. Первым в боксы отправился мексиканец Серхио Перес из Sauber. Во время смены покрышек на его автомобиле возникла небольшая заминка – один из механиков не устоял на ногах и упал едва ли не под колеса. К счастью, потеряны были лишь несколько секунд, но добраться до финиша Чеко все равно не смог из-за поломки коробки передач.
А спустя еще три круга в боксы отправился лидировавший на тот момент Мальдонадо. Задние левые колеса в Формуле-1 можно назвать заколдованными, потому что именно при их смене чаще всего возникают проблемы. Не обошли они в этот раз и венесуэльца, пит-стоп которого продолжался шесть секунд.
Да и вообще ближе к финалу гонки преимущество в скорости было уже на стороне Алонсо, который смог подобраться к Мальдонадо. Разрыв составлял менее секунды, что дало испанцу право использования DRS. Однако Пастор грамотно оборонялся, а в поворотах отъезжал от преследователя и смог сбросить его с хвоста.
Совсем без обгонов, впрочем, концовка испанского Гран-при не обошлась. Достаточно упомянуть результативную атаку на восьмое место Баттона со стороны Феттеля. Позже молодой немец оставил за своей спиной еще и Хэмилтона с Росбергом. Причем Нико не повезло дважды – чуть раньше в борьбе за пятое место его обогнал Камуи Кобаяси.
Мальдонадо же в итоге впервые в своей карьере поднялся на вершину пьедестала почета, сделав потрясающий подарок к 70-летнму юбилею Фрэнка Вильямса, ведь его команда, будучи третьей после Ferrari и McLaren по титулованности, не знала побед с 2004 года. А вчерашняя стала для нее сто четырнадцатой в ее истории. Williams вернулся? Очень на это надеемся!
Второе место в Испании занял Фернандо Алонсо, а третье – Кими Райкконен. Следом за ним, а четвертом месте финишировал его напарник Ромен Грожан. Пятым стал Камуи Кобаяси, шестым – Себастьян Феттель, а седьмым – Нико Росберг. Двое пилотов McLaren – Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон, заняли, соответственно, восьмое и девятое места, а замкнул первую десятку немецкий гонщик Force India Нико Хюлькенберг. Россиянин Виталий Петров финишировал семнадцатым, позади своего финского напарника по Caterham Хейкки Ковалайнена.
После пяти этапов пружина интриги в чемпионате сжата до предела. В первых пяти гонках победили пятеро разных гонщиков, представляющих пять разных команд – такого в Формуле-1 не было очень давно!
В личном зачете лидировать продолжает Феттель, однако Алонсо отыграл разом три позиции, вышел на второе место и приблизился к действующему чемпиону вплотную – у них по 61 очку. Хэмилтон сместился на третье место и имеет 53 очка. Победитель Гран-при Испании Пастор Мальдонадо разом переместился на девятое место, которое занимает с 29 очками.
После успеха своего венесуэльского пилота команда Williams вышла на седьмое место в кубке конструкторов и вплотную приблизилась к Mercedes, с которым у них по 43 очка. Соответственно, на седьмое место опустился коллектив Sauber, имеющий 41 очко. Лидером же кубка конструкторов остался Red Bull, заработавший за пять этапов 109 очков. 98 очков и второе место у McLaren, а на третьем с 84 очками располагается Lotus.
Следующий, шестой, этап Формулы-1 пройдет через две недели, 25 – 27 мая в Монако. Ждем нового победителя?
Формула-1, пятый этап, Гран При Испании, гонка, 66 кругов |
|||
Поз. |
Гонщик |
Команда |
Результат (причина схода) |
1 |
Пастор Мальдонадо |
Williams |
1:39.09,145 |
2 |
Фернандо Алонсо |
Ferrari |
+ 3,195 |
3 |
Кими Райкконен |
Lotus |
+ 3,884 |
4 |
Ромен Грожан |
Lotus |
+ 14,799 |
5 |
Камуи Кобаяси |
Sauber |
+ 1.04,641 |
6 |
Себастьян Феттель |
Red Bull |
+ 1.07,576 |
7 |
Нико Росберг |
Mercedes |
+ 1.17,919 |
8 |
Льюис Хэмилтон |
McLaren |
+ 1.18,140 |
9 |
Дженсон Баттон |
McLaren |
+ 1.25,246 |
10 |
Нико Хюлькенберг |
Force India |
+ 1 круг |
11 |
Марк Уэббер |
Red Bull |
+ 1 круг |
12 |
Жан-Эрик Вернь |
Toro Rosso |
+ 1 круг |
13 |
Даниэль Риккиардо |
Toro Rosso |
+ 1 круг |
14 |
Пол ди Реста |
Force India |
+ 1 круг |
15 |
Фелипе Масса |
Ferrari |
+ 1 круг |
16 |
Хейкки Ковалайнен |
Caterham |
+ 1 круг |
17 |
Виталий Петров |
Caterham |
+ 1 круг |
18 |
Тимо Глок |
Marussia |
+ 2 круга |
19 |
Педро де ла Роса |
HRT |
+ 3 круга |
- |
Серхио Перес |
Sauber |
(коробка передач) |
- |
Шарль Пик |
Marussia |
(привод) |
- |
Нараин Картикеян |
HRT |
(шины) |
- |
Бруно Сенна |
Williams |
(авария) |
- |
Михаэль Шумахер |
Mercedes |
(авария) |
Положение в чемпионате после пятого этапа Личный зачет |
|||
Поз. |
Гонщик |
Команда |
Очки |
1 |
Себастьян Феттель |
Red Bull Racing |
61 |
2 |
Фернандо Алонсо |
Scuderia Ferrari |
61 |
3 |
Льюис Хэмилтон |
Vodafone McLaren Mercedes |
53 |
4 |
Кими Райкконен |
Lotus F1 Team |
49 |
5 |
Марк Уэббер |
Red Bull Racing |
48 |
6 |
Дженсон Баттон |
Vodafone McLaren Mercedes |
45 |
7 |
Нико Росберг |
Mercedes AMG Petronas F1 Team |
41 |
8 |
Ромен Грожан |
Lotus F1 Team |
35 |
9 |
Пастор Мальдонадо |
Williams F1 Team |
29 |
10 |
Серхио Перес |
Sauber F1 Team |
22 |
11 |
Камуи Кобаяси |
Sauber F1 Team |
19 |
12 |
Пол ди Реста |
Sahara Force India F1 Team |
15 |
13 |
Бруно Сенна |
Williams F1 Team |
14 |
14 |
Жан-Эрик Вернь |
Scuderia Toro Rosso |
4 |
15 |
Нико Хюлькенберг |
Sahara Force India F1 Team |
3 |
16 |
Даниэль Риккиардо |
Scuderia Toro Rosso |
2 |
17 |
Фелипе Масса |
Scuderia Ferrari |
2 |
18 |
Михаэль Шумахер |
Mercedes AMG Petronas F1 Team |
2 |
19 |
Тимо Глок |
Marussia F1 Team |
0 |
20 |
Шарль Пик |
Marussia F1 Team |
0 |
21 |
Виталий Петров |
Caterham F1 Team |
0 |
22 |
Хейкки Ковалайнен |
Caterham F1 Team |
0 |
23 |
Педро де ла Роса |
HRT F1 Team |
0 |
24 |
Нараин Картикеян |
HRT F1 Team |
0 |
Кубок конструкторов |
|||
Поз. |
Команда |
Очки |
|
1 |
Red Bull Racing |
109 |
|
2 |
Vodafone McLaren Mercedes |
98 |
|
3 |
Lotus F1 Team |
84 |
|
4 |
Scuderia Ferrari |
63 |
|
5 |
Mercedes AMG Petronas Formula 1 Team |
43 |
|
6 |
Williams F1 Team |
43 |
|
7 |
Sauber F1 Team |
41 |
|
8 |
Sahara Force India F1 Team |
18 |
|
9 |
Scuderia Toro Rosso |
6 |
|
10 |
Marussia F1 Team |
0 |
|
11 |
Caterham F1 Team |
0 |
|
12 |
HRT F1 Team |
0 |
Официальный сайт чемпионата: http://www.formula1.com.
В этот же самый уик-энд крупное автомобильное соревнование принимала и Франция, а именно остров Корсика. Там прошло легендарное ралли Корсики, Giru di Corsica - Tour de Corse, которое стало юбилейным, пятьдесят пятым, и явилось четвертым этапом серии Intercontinental Rally Challenge, который, как и пятый этап Формулы-1, принес сюрпризы.
Главным из них оказалась победа дебютанта серии испанца Дани Сордо, который выступает также в чемпионате мира по ралли, где он долгое время был напарником Себастьяна Леба по заводской команде Citroen. Сейчас Дани выступает за Mini и именно модель Mini John Cooper Works S2000 (кроссовер Countryman) он пилотировал на Корсике. В отличие от действующего чемпиона Андреаса Миккельсена Сордо смог избежать неприятностей на узких и коварных корсиканских дорогах.
А вот для норвежца неприятности начались в первый же день. На пятом спецучастке Erabajolo-Pont d’Altiani длиной 24,57 км Андреас поймал прокол, на устранение которого он со своим штурманом Ола Флоене потратил очень много времени – домкрат никак не хотел удерживать хэтчбек Skoda Fabia S2000 и без конца падал. В итоге именно это и лишило Миккельсена его первой победы на асфальтовом этапе, а ралли Корсики он закончил на пятом месте.
Что же касается Сордо, то лидерство он захватил именно после неудачи Миккельсена. И хотя испанский «новичок» не выиграл абсолютно все спецучастки, стабильно высокого темпа ему хватило для того, чтобы одержать итоговую победу. «Я очень счастлив выиграть это ралли, хотя это было действительно тяжело, – сказал он после финиша. – Конкуренция была очень высокой и, даже лидируя, мне приходилось сохранять высокую скорость и концентрацию, чтобы не делать много ошибок. Мне на самом деле очень понравилась серия IRC, здесь очень высокая конкуренция, да и в целом у нее высокий уровень. Ну и, конечно, мой Mini – это очень хороший автомобиль».
Второе место на ралли Корсики занял асфальтовый специалист, пилот заводской команды Škoda Motorsport чех Ян Копецки, сцепившийся в отчаянной схватке с представителем Peugeot Пьером Кампана, который поднялся на нижнюю ступень подиума. Только четвертым в итоге стал другой быстрый гонщик на Peugeot 207 S2000 – француз Бриан Буффье, занять место в тройке лучших ему помешали проблемы с управляемостью его автомобиля.
В личном зачете чемпионата несмотря на относительную неудачу на Корсике по-прежнему лидирует Миккельсен. У него 71 очко, а у вышедшего на второе место Копецки их 58. Финский партнер чеха по команде Юхо Хяннинен, не принимавший участие в четвертом этапе, сместился на третью строчку генеральной классификации и имеет те же 43 очка. Дани Сордо разом взлетел на шестое место, которое он занимает с 25 очками, полученными за единственную пока победу.
В зачете производителей изменение одно – Subaru с последнего шестого места, которое с теми же, что и прежде 18 очками теперь занимает Honda, поднялась на четвертое, заодно сдвинув на пятое команду M-Sport (Ford), имеющую 24 очка. У самих Плеяд при этом 28 очков. Тройка лидеров изменений не претерпела – у Renault третье место и 37 очков, на втором месте Peugeot, имеющая 102 очка, а лидирует со 166 очками Škoda.
Пятый этап IRC будет снова асфальтовым и пройдет 14 – 16 июня в Италии. Это будет еще одна знаменитая гонка – Targa Florio - Rally Internazionale Di Sicilia.
Результаты Giru di Corsica - Tour de Corse |
|||
Поз. |
Экипаж (пилот/штурман) |
Автомобиль |
Результат |
1 |
Дани Сордо/Карлос дель Баррио |
Mini John Cooper Works S2000 |
3:22.01,6 |
2 |
Ян Копецки/Павел Дреслер |
Skoda Fabia S2000 |
+ 17,9 |
3 |
Пьер Кампана/Сабрина де Кастелли |
Peugeot 207 S2000 |
+ 32,4 |
4 |
Бриан Буффье/Ксавьер Пансери |
Peugeot 207 S2000 |
+ 53,5 |
5 |
Андреас Миккельсен/Ола Флоене |
Skoda Fabia S2000 |
+ 4.19,0 |
6 |
Крейг Брин/Гарет Робертс |
Peugeot 207 S2000 |
+ 5.28,7 |
7 |
Жан Марк Ганзаголь/Этьен Патрон |
Peugeot 207 S2000 |
+ 6.22,1 |
8 |
Зепп Вайганд/Тимо Готтшальк |
Skoda Fabia S2000 |
+ 6.54,8 |
9 |
Херманн Гасснер мл./Клаус Виха |
Skoda Fabia S2000 |
+ 7.10,2 |
10 |
Жан-Матье Леандри/Пьер Мариен Леонарди |
Peugeot 207 S2000 |
+ 7.39,9 |
Положение в чемпионате после четвертого этапа Личный зачет |
|||
Поз. |
Гонщик |
Очки |
|
1 |
Андреас Миккельсен |
71 |
|
2 |
Ян Копецки |
58 |
|
3 |
Юхо Хяннинен |
43 |
|
4 |
Зепп Вайганд |
34 |
|
5 |
Бриан Буффье |
27 |
|
6 |
Дани Сордо |
25 |
|
7 |
Крейг Брин |
18 |
|
8 |
Пьер Кампана |
15 |
|
9 |
Луис Монзон |
15 |
|
10 |
Мэтью Арзено |
12 |
|
11 |
Херманн Гасснер мл. |
12 |
|
12 |
Джонатан Перез |
10 |
|
13 |
Ангель Марреро |
8 |
|
14 |
Роберт Бэрребл |
8 |
|
15 |
Рикардо Моура |
8 |
|
16 |
Янош Пушкади |
6 |
|
17 |
Александр Салюк |
6 |
|
18 |
Серджио Сильва |
4 |
|
19 |
Рашид Аль-Кетби |
4 |
|
20 |
Гэрри Дженнингс |
4 |
|
21 |
Герман Эрнандез |
2 |
|
22 |
Рубен Родригес |
2 |
|
23 |
Донаг Келли |
2 |
|
24 |
Мигель Барбоза |
1 |
|
25 |
Сэм Моффетт |
1 |
|
26 |
Роберт Консани |
1 |
|
Зачет производителей |
|||
Поз. |
Производитель |
Очки |
|
1 |
Škoda |
166 |
|
2 |
Peugeot |
102 |
|
3 |
Renault |
37 |
|
4 |
Subaru |
28 |
|
5 |
M-Sport |
24 |
|
6 |
Honda |
18 |
|
Официальный сайт чемпионата: http://www.ircseries.com.