Об этом сообщило агентство БелТА со ссылкой на РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация».
Подготовлен проект указа, предусматривающего внесение изменений и дополнений в указы от № 546 24 ноября 2005 года и № 175 от 4 апреля 2009 года. Он также предполагает и отмену льготной ставки налога на добавленную стоимость для импортируемых и производимых в стране легковых автомобилей.
Проект указа подготовлен Министерством финансов совместно с Министерством по налогам и сборам. В этой связи Минфин разослал письма о подготовленном проекте указа Белорусской научно-промышленной ассоциации и другим общественным организациям, которых интересовало, будет ли действовать с 2012 года указ № 546 и какие ожидаются нововведения по ввозу автомобилей юридическими лицами.
В письмах министерство уведомило адресатов о том, что подготовленный проект указа согласован всеми заинтересованными и в установленном порядке внесен в Совет Министров. Проектом документа планируется отмена действующего освобождения по НДС в отношении легковых автомобилей, ввозимых на территорию Беларуси организациями и индивидуальными предпринимателями. При этом с учетом особенностей зачетной системы взимания НДС при реализации таких автомобилей на внутреннем рынке данный налог будет уплачиваться с их полной стоимости, а не с разницы между ценой покупки и ценой продажи, как это происходит в настоящее время.
Действующее же освобождение от акцизов автомобилей, ввозимых автодилерами для коммерческих целей, предлагается сохранить. По информации экспертов, ставки акцизов на легковые автомобили зависят от мощности двигателя. Для машины с мотором мощностью до 150 л. с. они незначительны, а для более мощных составляют 16 610 рублей за одну лошадиную силу.
Без изменений планируется оставить и установленный порядок взимания налога на добавленную стоимость в отношении автомобилей, приобретенных дилерами у граждан на территории Беларуси для последующей перепродажи, что не повлияет на ценовые предложения рынка подержанных автомобилей.
Принятие описанных изменений в Беларуси установит порядок реализации легковых автомобилей, аналогичный порядку, применяемому в России и Казахстане, то есть будут созданы равные условия их ввоза и реализации на всей территории Таможенного союза. Будут выравнены и условия ввоза легковых автомобилей между субъектами хозяйствования, занимающимися их последующей перепродажей, и физическими лицами, которые для личных целей могут ввозить автомобили самостоятельно.
В письме сообщается, что «одновременно будут выполнены условия выделения Республике Беларусь стабилизационного кредита из средств Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества, которые согласованы между Республикой Беларусь и Евразийским банком развития». Корректировка указа № 546, как отмечено здесь же, в основном затрагивает рынок новых легковых автомобилей, которые ввозятся в Беларусь для дальнейшей перепродажи автодилерами. «С учетом этого реализация предлагаемых проектом указа норм не ухудшит положение большинства физических лиц, поскольку в результате значительных объемов ввоза легковых автомобилей в 2010 году и первом полугодии 2011 года среднесрочный спрос граждан республики на них удовлетворен в достаточном объеме», – считают авторы письма.
Говоря о возможном росте цен на новые легковые автомобили в связи с изменением порядка исчисления и уплаты НДС, разработчики проекта упоминают ряд факторов, от которых зависит их уровень. К числу этих факторов они относят и те цены, по которым дилеры приобретают автомобили у производителей, непосредственно размер их вознаграждения за реализуемые с налоговыми льготами автомобили, уровень цен в странах Таможенного союза и т. д. Учитывая, что в настоящее время цена автомобилей, реализуемых дилерами на внутреннем рынке, включает в себя НДС, ее рост в результате изменения порядка уплаты этого налога, по оценке Министерства финансов, не превысит 14%. На основании этого Министерство финансов с учетом согласованной позиции всех заинтересованных органов госуправления считает принятие проекта указа целесообразным.
На данный момент порядок налогообложения легковых автомобилей регулируется указом от 24 ноября 2005 г. № 546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств», по утвержденному перечню освобождающий от НДС и акцизов легковые автомобили, ввозимые в Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в коммерческих целях. При последующей реализации данных транспортных средств НДС исчисляется и уплачивается в бюджет не с полной стоимости автомобиля, а с разницы между ценой его покупки и продажи. Такой порядок налогообложения в мае текущего года был распространен и на легковые автомобили, ввозимые из России.
С целью стимулирования продаж подержанных автомобилей через организованную торговлю и развития услуги по принятию в зачет старого автомобиля при покупке нового (Trade-In) аналогичный порядок исчисления НДС для организаций и ИП предусмотрен и в отношении легковых автомобилей, приобретенных на территории Беларуси, для их последующей перепродажи. В свое время данный порядок налогообложения легковых автомобилей был введен в нашей стране с целью создания равных условий их ввоза для организаций и физлиц, которые не являются плательщиками НДС и акцизов. 1 июля 2011 года ставки таможенных пошлин для субъектов хозяйствования и физлиц в Беларуси сравнялись с аналогичными в России. В отношении же автомобилей, ввозимых гражданами самостоятельно, они установлены на более высоком уровне по сравнению с ввозом их автодилерами.
Что касается НДС с легковых автомобилей в России и Казахстане, то там его взимание осуществляется на общих основаниях, то есть исходя из их полной стоимости как при ввозе, так и при реализации.