А к 2020 г. рынок вырастет еще почти в полтора раза до 90 млн автомобилей — в первую очередь за счет стран БРИК, где прирост составит 16 млн автомобилей по сравнению с 2009 г., а также за счет послекризисного восстановления североамериканского рынка, где продажи должны увеличиться на 7 млн автомобилей уже в 2015 г.
Восстановление без прибыли
Россия станет одним из самых быстрорастущих авторынков мира: по прогнозу BCG, в 2009-2015 гг. продажи здесь будут расти в среднем более чем на 11% в год, таков же будет уровень роста и в Индии. А вот в Китае, где в кризисном 2009 г. рынок удвоился, темпы роста будут не столь большими — около 7% в год.
В результате емкость автомобильного рынка России к 2020 г. составит около 4 млн автомобилей в год, прогнозирует партнер BCG Эвальд Крайд, а на страны БРИК придется 38% всех продаж автомобилей в мире — лишь немногим меньше, чем в тройке традиционных стран-лидеров — США, Японии и Евросоюза (на них придется 44% всего мирового авторынка). Но при этом Россия так и не войдет в пятерку стран-лидеров по объемам продаж автомобилей: на нее будет приходиться лишь 4% всего мирового авторынка.
Однако восстановление будет достаточно тяжелым для автоиндустрии. В прошлом году мировой автопром в целом закончил в убытке — по подсчетам BCG, он составил 7 млрд евро. Восстановление рынка и послекризисный рост принесут автопроизводителям к 2020 г. дополнительно 90-140 млрд евро прибыли, но затраты на повышение экологичности автомобилей (оптимизация двигателей внутреннего сгорания, снижение веса, инвестиции в создание гибридов и электромобилей) потребуют около 100-150 млрд евро, давление потребителей на цены грозит принести еще 30-50 млрд евро убытков. То есть для того, чтобы вернуться на докризисный уровень в 50-60 млрд евро в год, мировому автопрому необходимо будет найти способы ликвидации разрыва между желаемым и прогнозируемым уровнем прибыли, объясняет Крайд. Но каковы эти способы, пока не ясно, отмечает эксперт.
Гибриды в меньшинстве
Несмотря на взрывной рост интереса к гибридам и электромобилям, на эти автомобили даже через десять лет будет приходиться около 26% рынка (из них на электромобили — лишь 6%), прогнозирует BCG. Традиционные бензиновые двигатели будут оставаться наиболее распространенными: ими в 2020 г. будут комплектоваться 58% новых автомобилей. Разработка и запуск в производство электромобилей и гибридов — это долгосрочный процесс, который занимает годы, сейчас он фактически только начался, поэтому 26% рынка для таких автомобилей — очень существенная доля рынка, считает Крайд.
Соответственно, вклад гибридных и электрических автомобилей в снижение уровня выхлопов будет небольшим, прогнозирует BCG: несмотря на то что уровень выбросов СО2 на одну машину сократится со 154 г/км в 2008 г. до 95 г/км в 2020 г., львиную долю в повышении экологичности автотранспорта сыграет оптимизация традиционных двигателей внутреннего сгорания (ДВС): за счет повышения их эффективности выбросы сократятся на 39 г/км, электромобили и гибриды же дадут снижение лишь на 7 г/км. Больший вклад внесет снижение средней массы автомобилей: за счет этого удастся снизить расход топлива и, соответственно, уровень выбросов CO2 еще на 11 г/км, передают "Ведомости".
Такой большой вклад оптимизации ДВС в повышение экологичности автотранспорта объясняется их очень широкой распространенностью, в отличие от автомобилей, использующих электрические двигатели, объясняет Эвальд Крайд.