На днях компания Volvo отпраздновала годовщину события поистине знаменательного — ровно 50 лет назад шведы запатентовали и впервые применили в автомобиле массового производства трехточечный ремень безопасности. Да-да, это сейчас подобная форма ремней считается нормой, но тогда, в 1959 году, это стало настоящим прорывом.
Несомненно, своим открытием вольвовцы возвели безопасность дорожного движения на новую уровень, но не одни они фигурируют в истории создания ремней безопасности, и в этой статье мы постараемся вспомнить наиболее важные моменты в развитии этого элемента — от изобретения и внедрения до наших дней.
Днем рождения ремня безопасности можно считать 10 февраля 1885 года. Именно тогда в городе Нью-Йорк Эдвард Глагхорн получил патент № 312 085 на ремень безопасности, который необходимо «накладывать на человека и оснащать крючками и другими приспособлениями для того, чтобы зафиксировать его на каком-либо объекте». Затем о ремнях безопасности — по крайней мере, в той части, что касается автомобилей — на некоторое время забыли и не вспоминали вплоть до 20х годов. Хотя до этого были и призывы врачей оснащать-таки машины ремнями, и демонстрация эффективности ремней безопасности в авиации (французский пилот Адольф Пегу первым пролетел в своем самолете вверх ногами, однако широкую публику это не впечатлило).
В 20е годы врачи, озабоченные ситуацией, организовали Американскую лигу автомобильной безопасности, через которую пытались убедить автопроизводителей начать установку ремней безопасности на свои автомобили, но и эти попытки не принесли результатов. Настоящий прорыв был совершен компанией Saab в 1958 году: на Нью-йоркском автосалоне модель Saab GT 750 стала первым автомобилем, оснащавшимся ремнем безопасности в базовой комплектации.
Годом позже Volvo запатентовали и впервые применили трехточечный ремень безопасности. В начале 60х применение ремней безопасности в передней части салона стало обязательным в большинстве стран мира, а к концу десятилетия (1968 год) в США ремни безопасности начали использовать и для задних пассажиров.
Знаменательной датой стал и 1981 год, в котором компания Mercedes оснастила новое поколение S-класса ремнями безопасности с преднатяжителями, еще больше увеличившими безопасность при столкновении.
Всем известно, что резкое торможение или столкновение автомобиля с предметом делает ремень полностью неподвижным, а цель любого ремня — «схватить» находящегося в сиденье человека в момент столкновения, не дав пролететь через лобовое стекло или разбить вдребезги рулевое колесо. Но, из-за различий в устройстве ремней безопасности, «замирать» они могут различными способами. В настоящее время наиболее популярными и распространенными являются замирание за счет движения автомобиля и за счет движения самого ремня.
В основе первого типа устройства ремня безопасности лежит работа небольшого маятника, подвешенного непосредственно под катушкой ремня, оснащенной специальными зубьями. При плавном ускорении и торможении маятник раскачивается в пределах нормы, не «заходя на территорию» зубьев катушки. Если же происходит резкая потеря скорости, маятник по инерции движется вперед, а его верхняя часть цепляется за зубья катушки, таким образом полностью блокируя ее движение.
Второй тип устройства ремня безопасности сложнее первого. В его основе лежит установленный на боковой части катушки ремня рычаг. Многие не раз замечали, что если попробовать резко потянуть за ремень, он просто заблокируется. Так вот, частично в этой блокировке замешан указанный выше рычаг. При небольшой скорости движения катушки рычаг остается в пределах ее окружности, зато при резком ускорении за счет центробежных сил рычаг выходит за пределы катушки, цепляясь за расположенный рядом бегунок. Сам бегунок связан со стопорной собачкой и при движении вверх подтягивает ее к зубьям катушки, в результате чего происходит полная ее блокировка.
Что касается ремней с преднатяжителями, в их устройство добавлен еще один элемент, а именно — детонатор (в большинстве случаев). При столкновении срабатывают установленные на переднем бампере датчики, посылая сигнал детонатору. Детонатор срабатывает, действуя на расположенные над ним зубчатые вертикальные пластины, которые, в свою очередь, закручивают катушки ремня безопасности, вжимая пассажира в сиденье. Что интересно, все это происходит настолько быстро, что на ремень еще не успевает подействовать сила, раскручивающая катушки в обратную сторону.
Сейчас ремни с преднатяжителями распространены довольно широко, а трехточечные ремни безопасности уже давно вытеснили двухточечные с автомобильного рынка. Совершенно понятно, не запатентуй Volvo эту систему в 1959 году, это сделал бы кто-нибудь другой, годом или двумя позже. Но настолько новую историю уже никому переписать не получится, так что мы спешим поздравить шведов с этим поистине гениальным, несмотря на всю его простоту, изобретением.