Соглашение было подписано в Москве еще 25 ноября 2005 года десятью государствами – участниками СНГ: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном и Украиной. Документ регламентирует порядок направления и исполнения запросов о возврате похищенных автотранспортных средств, обнаруженных на территории любого из вышеперечисленных государств.
Как пояснил «НИ» председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский, после принятия соглашения будет создана единая база, в которой правоохранительные органы всех государств Содружества смогут черпать информацию о похищенных автотранспортных средствах. «Это облегчит механизмы взаимодействия правоохранительных систем всех стран СНГ, – подчеркнул он. – Но ключевое значение в данном соглашении придано принципам и механизмам возврата автотранспортных средств на территорию одного государства с территории другого».
Сейчас же процесс возврата найденных машин законным владельцам сталкивается со многими трудностями. Например, за ввоз автомобилей, украденных в России и найденных в странах ближнего зарубежья, гражданам приходилось оплачивать таможенные пошлины, как за новые авто. Теперь вводится полное и безусловное освобождение возвращаемых на родину машин от пошлин, налогов, акцизов, сборов и иных платежей, связанных с перемещением через границы. «Это, конечно, полная глупость – платить пошлины, при том, что машину с территории России похитили, – прокомментировал «НИ» нынешнюю ситуацию президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Хорошо, что нашли в себе мужество это исправить».
Соглашение предусматривает, что правоохранители страны, в которой найден автомобиль, должны сообщить коллегам той страны, откуда он был украден. Местные правоохранители обязаны отреагировать на такое уведомление в течение 30 дней.
Решение о возврате автомобиля должно быть передано второй стране в течение 15 дней. В минувшую пятницу соглашение было принято Госдумой, и теперь настал черед сенаторов поработать над ним. Впрочем, как это часто бывает в международных документах, Россия сделала две оговорки. Так, наша страна не считает себя связанной обязательствами беспошлинного возврата на свою территорию автотранспортных средств, которые ранее были вывезены на таможенную территорию РФ в нарушение действующего законодательства. То есть, если у вас угнали нерастаможенную машину, то платить при ее возврате все равно придется. Вторая оговорка предполагает увеличение сроков выполнения запроса на 20 дней.
По данным МВД,в прошлом году в России было угнано более 52 тыс. автомобилей. При этом ежегодно возникает необходимость возврата из-за рубежа около 400 машин. В целом по РФ раскрывается только 18% всех автомобильных краж. Затраты на доставку в Россию одного «железного коня» составляют в среднем около 75 тыс. руб.
Пока соглашение еще не вступило в силу, для международного поиска угнанных автомобилей используется база Интерпола. По данным этой организации, объем нелегального бизнеса на краденых автомобилях оценивается приблизительно в 21 млрд. долларов в год. По статистике, каждый час в мире угоняют 360 автомобилей.
Виктор Травин отмечает, что сегодня в Россию возвращается лишь небольшое количество машин. И поступившее в Совет Федерации соглашение само по себе проблемы не решит. Конечно, на угнанном автомобиле после создания единой информационной базы стран СНГ станет сложнее передвигаться. Но не секрет, что чаще всего после угона номера попросту перебиваются. «Должна быть введена система розыска таких машин по трем базам, – считает г-н Травин. – В компьютер должна вводиться база выпущенных заводом автомобилей, база зарегистрированных в ГИБДД машин и база разыскиваемых. И если компьютер говорит, что авто с таким номером зарегистрировано, а по заводской базе такую машину никогда не выпускали, значит, что номера на ней перебиты».
Виктор Травин отмечает, что сегодня в Россию возвращается лишь небольшое количество машин. И поступившее в Совет Федерации соглашение само по себе проблемы не решит. Конечно, на угнанном автомобиле после создания единой информационной базы стран СНГ станет сложнее передвигаться. Но не секрет, что чаще всего после угона номера попросту перебиваются. «Должна быть введена система розыска таких машин по трем базам, – считает г-н Травин. – В компьютер должна вводиться база выпущенных заводом автомобилей, база зарегистрированных в ГИБДД машин и база разыскиваемых. И если компьютер говорит, что авто с таким номером зарегистрировано, а по заводской базе такую машину никогда не выпускали, значит, что номера на ней перебиты».